https://www.funkybird.ru/policymaker

Командир полярного «Тигра». Специальный репортаж

Дипломаты на мировой арене ведут дебаты, решают вопросы, добиваются приоритетных позиций для нашей страны. Вот проблема — кто будет владеть богатствами Арктики. Нефть, газ, другие полезные ископаемые… Свои права предъявляют крупнейшие и сильнейшие государства. И среди них — естественно — Россия. У нас есть веский аргумент — атомный флот, и не только ледокольный, но и подводный, военный. К этому понятию относятся не только субмарины, но и люди, которые служат в тяжелых северных условиях.

Бухта Ягельная. Губа Сайда. Гарнизон Гаджиево. Основной пункт базирования субмарин Северного флота. Герой Советского Союза Магомед Гаджиев, легендарный наш подводник, в честь которого назван гарнизон. Это ему принадлежат слова: «На подводной лодке либо все побеждают, либо все погибают».
Раньше гарнизон назывался Скалистый, а с 1967 года – Гаджиево.

«Это место уникально. Оно выбиралось, исходя из физико-географических условий, как исключительно удобное для базирования подводных лодок. Оно сокрыто от ветра, здесь практически не замерзает вода в зимнее время, что облегчает деятельность подводных лодок», — отметил Игорь Мухаметшин, командующий подводными силами Северного флота России.

В Гаджиеве базируются атомные подводные ракетоносцы и многоцелевые субмарины. Одна из них — «Тигр». Герой России, капитан первого ранга Алексей Дмитров — командир «Тигра». По его словам, лодка — это живое существо, у нее есть душа. «Если экипаж не любит корабль, не заботится о его состоянии, о содержании, то и подводная лодка ответит тем же», — говорит Дмитров.

Главная задача «Тигра» — поиск и уничтожение вражеских подводных ракетоносцев, а также слежение за ними, когда нет войны. Попробуй проведи под водой два-три месяца безвылазно!

«На центральном посту висит большой плакат, где каждый день командир и старший помощник командира закрашивают квадратики. И все приходят на центральный пост и смотрят, сколько еще осталось. Особенно долго идет первая половина», — рассказал Алексей Дмитров.

Чрево подводной лодки. Оператору с камерой здесь трудно развернуться. «Здесь расположены каюты личного состава, — поясняет Дмитров. — Одна из кают, в которой проживают пять человек. Каюта оборудована умывальником, шкафами для верхней и нижней одежды. На третьем уровне расположены кают-компания, камбуз».

Несмотря на то что Северный флот – самый молодой из имеющихся флотов в наших Вооруженных силах, он – самый мощный и многочисленный. Особенно это касается подводных сил. Мест базирования подлодок на Севере много: Гаджиево, Ведяево, Североморск, Полярный, Западная Лица. Еще несколько точек.

У подводного флота России славная история. Конечно, в ней что ни страничка, то секретно. Дизеля и атомные лодки внесли огромный вклад в освоение Арктики. Благодаря им Россия смогла распространить свое влияние на заполярные акватории и сохранить его по сей день.

«Многие страны стали говорить, что они претендуют на то-то и то-то. Это хорошо. Но чтобы доказывать, что это принадлежит какой-то стране, нужен комплекс научных наблюдений. Я как спецпредставитель по международному сотрудничеству могу сказать: мы всячески поддерживаем Международный полярный год. У них нет таких средств сегодня», — подчеркнул президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров.

На подготовку лодки, экипажа к дальнему серьезному походу порой уходит целый год. «Отрабатываются мероприятия, связанные с борьбой за живучесть. Первичные мероприятия, отсечные боевые учения, потом уже в масштабе корабля играются корабельные боевые учения, приготовления корабля к бою-походу, упражнения и тренировка, связанные с применением оружия», — сказал Алексей Дмитров.

Представьте, подлодка далеко во льдах. Пробоина. Столкновение с айсбергом. Встреча с миной, болтающейся в океане со времен Второй мировой войны. Помогать в походе морякам некому — самим надо выживать.

Давайте отвлечемся от боевой тематики. Флот – это не монастырь. Офицеры, мичманы живут в гарнизоне со своими семьями. Обычная школа в Гаджиеве, где учатся необычные дети. Да, растут они, как поет известный автор Игорь Растеряев, «вдали от больших городов и дорогих бутиков», но это их не смущает и не печалит. Их судьба неразрывно связана с судьбами их родителей. Семья командира «Тигра» Алексея Дмитрова тоже проживает в гарнизоне Гаджиево.

Этери и Алексей познакомились в Петергофе. Когда будущий командир Дмитров был в увольнении. «Я заблаговременно начал готовить свою супругу к поездке на Север, к своей службе. Для нее было много сюрпризов, но она была готова, не капризничала», — вспоминает Алексей.

«Надо еще сказать большое спасибо родителям Леши, потому что они очень помогли на первых порах. Меня настраивали к нелегкой судьбе», — сказала Этери Дмитрова.

Алексей Дмитров показывает грамоту о присвоении ему звания Героя России. «Представляете, служба под водой, жизнь в далеком северном гарнизоне, мысли – военные. Приказ, боевая готовность, боевая задача. А тут вызывают в Кремль! Сам президент! Вокруг военачальники, ученые, знаменитые актеры! И Звезда Героя, — вспоминает он. — Все произошло как во сне. Я был под большим впечатлением. Среди таких великих людей удалось побывать, прикоснуться к легендам нашей Родины».

Высокая награда — вернее, медные трубы — Алексея Дмитрова ничуть не испортили. Здесь же Север. Если что, он научит, поправит. Здесь и сейчас служат настоящие герои. Отстаивают для России Заполярье, Арктику.

«Север нам нужен. Если мы вспомним историю государства Российского и Советского Союза, когда принималось решение о базировании сил флота, то исходили из того, что именно здесь, на Севере, увеличиваются оперативные возможности применения сил флота», — подчеркнул Игорь Мухаметшин.

«Пантера» — такая же подлодка, как и «Тигр» — уходит в поход. Куда идет, зачем, когда вернется, о этом вслух не говорят. Но точно одно: это не 90-е, не постсоветские времена. «Пантера» из наших лодок будет во льдах далеко не одна.