https://www.funkybird.ru/policymaker

Грузия: госдепартамент США не балует Тбилиси

На состоявшемся в четверг слушании Конгресса США, посвященном предстоящему в следующем месяце саммиту Североатлантического альянса в Чикаго, устремления Грузии по вступлению в НАТО не получили особо горячей поддержки одного из чиновников Госдепа. Официальные лица США давно намекали, что на саммите Грузию следует как-то вознаградить за такие ее недавние конструктивные шаги, как согласие пойти навстречу Кремлю в вопросе вступления России во Всемирную торговую организацию. Вот что сказал следующий посол Вашингтона в Тбилиси Ричард Норланд (Richard Norland) на состоявшемся в минувшем месяце заседании по утверждению его кандидатуры:

«Администрацией США предпринимаются «серьезные усилия», направленные на использование предстоящего саммита НАТО в Чикаго, чтобы «обозначить свое признание прогресса, достигнутого Грузией в этих областях, и провести работу с союзниками с целью выработки консенсуса в отношении дальнейших шагов в данном направлении».

Этим вознаграждением не будет План действий по членству в НАТО – эта заветная цель президента Грузии Михаила Саакашвили, практически гарантия будущего членства в альянсе. Но Вашингтон все же хочет просигнализировать Грузии, что ее усилия ценят (в конце концов, ведь Грузия направила в коалиционные войска в Афганистане самый многочисленный военный контингент из расчета на душу населения) и продолжать оказывать на нее нажим с целью проведения дальнейших политических реформ. По словам Норланда, то, как пройдут предстоящие выборы, станет «лакмусовой бумажкой» для устремлений Грузии в НАТО: в этом году в республике пройдут парламентские выборы, а в будущем – президентские, а Саакашвили, похоже, полон решимости поставить как можно больше препон на пути своего главного оппонента.

Но если США планируют бросить Грузии на саммите НАТО какую-нибудь кость, то делают они это как-то скромно. Вот что заявила о Грузии в четверг представитель Госдепа США, заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, Тина Кайданоу (Tina Kaidanow):

«Что касается Грузии, то американская помощь в сфере безопасности и взаимодействие в военной сфере способствует проведению оборонных реформ в стране, а также подготовке и экипировке грузинских войск для участия в операциях Международных сил содействия безопасности и повышения потенциала взаимодействия с НАТО. В январе президенты Обама и Саакашвили договорились наращивать это сотрудничество с целью дальнейшей модернизации грузинских вооруженных сил, продвижения оборонной реформы и укрепления оборонного потенциала. Посредством американских программ помощи оказывается дополнительная поддержка республике в деле демократического и экономического реформирования – одной из важнейших составляющих евроатлантических устремлений Грузии, в которой они добились значительных успехов. США по-прежнему решительно выступают в поддержку принципа территориальной целостности Грузии в рамках ее международно признанных границ, а наша позиция по непризнанию сепаратистских регионов Абхазия и Южная Осетия остается неизменной».

Читая между строк, видишь, что это все это как-то очень шаблонно. В противоположность этому, Тина Кайданоу упомянула конкретные шаги, которые США предпринимают в отношении трех других стран-аспирантов НАТО, а именно Боснии, Македонии и Черногории. Не слишком ли много я увидел в одном параграфе? Возможно. Но возможно также и то, что американская администрация все еще пытается определить, как ей поступить, и не хочет подавать никакого сигнала, пока не будет точно знать, что планирует предпринять. Но если бы я был жителем Грузии, то я бы немного расстроился, услышав это выступление.

На слушании выступал также ряд представителей исследовательских центров, и один из них высказал интересную вещь. По словам научного сотрудника фонда «Наследие» (Heritage Foundation) Люка Коффи (Luke Coffey), Грузия в кулуарах утверждает, что готова не подключать НАТО к урегулированию конфликтов с Абхазией и Южной Осетией:

«Главным препятствием на пути вступления Грузии в НАТО, с точки зрения Запада, является продолжающаяся оккупация Россией Южной Осетии и Абхазии, на долю которых приходится 20 процентов международно признанной территории Грузии. В частном порядке официальные лица Грузии отмечают, что с радостью согласятся на компромиссную схему своего вступления в НАТО, по которому статья 5 устава НАТО о гарантиях безопасности временно, до мирного урегулирования данного вопроса с Россией, не будет распространяться на две означенные оккупированные территории».

Конечно, на пути вступления Грузии в НАТО остается еще много других проблем – главным образом, это ее склонность вступать в свары с ядерными державами – однако интересно, что Грузия пошла на подобный шаг. Даст ли он ей что-то в Чикаго? Поживем – увидим.