https://www.funkybird.ru/policymaker

Немцову аукнулись «лихие девяностые»

В те годы, когда Борис Ефимович был заместителем премьер-министра, прослушка была обыденным делом.

Все нипочем лидеру нашей непримиримой либеральной оппозиции Борису Немцову. Казалось бы, разоблачен был дальше некуда: 19 декабря издание Life News опубликовало прослушку его телефонных разговоров, в которых Борис Ефимович удостаивает (за глаза, конечно) своих «соратников» такими вот эпитетами (заранее приносим читателям извинения за цитирование. – Прим. КМ.RU): «законченная сука», «мразь», «пид*расы». А то и просто посылает «на х*й».

После слива такого компромата любой нормальный человек сгорел бы со стыда и немедленно сгинул из политики. Но не таков наш герой. Плюнули ему в лицо, замарали грязью – а он возьми, да и утрись. И, как ни в чем не бывало, продолжает поднимать массы на борьбу с «путинским режимом». При этом сами эти «массы» в тех же самых телефонных разговорах именуются у Бориса Ефимовича не иначе как «пингвинами» и «хомячками».

Более того, компромат на себя (да и на либеральную оппозицию в целом) Немцов решает обратить себе во благо. Он возмущен до глубины души: прослушка-то почти наверняка велась незаконно, нарушены его конституционные права, попраны элементарные нормы порядочности.

И Борис Ефимович идет на власть в атаку: во вторник он обращается в Следственный комитет РФ с просьбой возбудить уголовное дело по факту незаконной прослушки его телефонных разговоров и публикации их записей в прессе. Видимо, забывая при этом, что СК РФ – это та же власть.

Параллельно Борис Немцов проявляет принципиальность и извиняется перед коллегами, которых за глаза невольно, дескать, оскорбил. «Простите», – гласит заголовок свежей записи в его «Живом Журнале». «Я прошу прощения у Жени Чириковой (именно эту защитницу Химкинского леса Немцов называл «мразью». – Прим. KM.RU), Божены Рынски (а эта журналистка стала у него «законченной сукой», которую ни в коем случае нельзя включать в оргкомитет готовящегося митинга. – Прим. KM.RU), – пишет Немцов. – Я считаю, что я поступил неправильно. Надо сдерживать свои эмоции, следить за каждым словом даже когда ты говоришь с близкими и друзьями по телефону».

И, надо отметить, «оскорбленные» коллеги Бориса Немцова его уже простили. Та же Чирикова уже после того, как скандал разразился, преспокойно пришла вместе с Немцовым на эфир канала «Дождь», где заявила, что нынешний момент – не время для личных склок. По ее словам, «партия жуликов и воров» хочет внести раскол в руководство лидеров оппозиции и сорвать митинг против фальсификации выборов, назначенный на 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве. Но сорвать митинг, заверила Чирикова, не удастся.

Многие наблюдатели и блогеры, кстати, тоже отмечают, что если инициаторы слива компромата на Бориса Немцова и ставили целью сорвать готовящийся митинг, то своего они явно не достигли. Несмотря на вполне оправданный прилив брезгливости в отношении Немцова и его «соратников» по либеральному лагерю, который вызвала публикация телефонных разговоров Бориса Ефимовича, москвичи, скорее всего, на митинг придут. И, вполне вероятно, даже еще в большем количестве, чем 10 декабря, когда Болотная площадь Москвы собрала, по некоторым оценкам, около 100 000 человек. Вот только пойдут люди на митинг 24-го числа отнюдь не для того, чтобы выслушать ораторов типа самого Бориса Немцова или же Михаила Горбачева, который вроде бы получил от организаторов акции приглашение выступить перед собравшимися. А пойдут они выразить свое категорическое неприятие тем массовым фальсификациям, которые были совершены на прошедших 4 декабря выборах. И политики типа Немцова хотят лишь оседлать народный протест или хотя бы к нему примазаться.

Ну а что касается публикации компромата на Бориса Немцова, то тут до сих пор неясно главное: а как, собственно, записи телефонных разговоров оказались в распоряжении Life News? В редакции уверяют, что не боятся судебных исков, потому издание даже продолжило сегодня публикацию записей телефонных разговоров Бориса Немцова. Но большинство наблюдателей все же убеждены, что записи этому «прокремлевскому» изданию были предоставлены спецслужбами: только у них, а отнюдь не у журналистов есть возможности организовать прослушку телефонных линий.

Как бы то ни было, именно незаконность методов, с помощью которых Life News, как утверждают Немцов и его сторонники, и раздобыла компромат на бывшего вице-премьера, воодушевляет Бориса Ефимовича на борьбу за свои права, гарантированные Конституцией. Порой что-то роднит его сейчас с известным киногероем из «Берегись автомобиля», который негодовал на Юрия Деточкина: «Он замахнулся на святое – на Конституцию». И возникает закономерный вопрос: а как бы реагировал Борис Ефимович на компромат, если бы тот был собран абсолютно законным путем?

Кстати, это же – не первый скандал, связанный с прослушкой телефонов несостоявшегося наследника Ельцина. В 1997 году, который кажется сейчас таким далеким, «Новая газета» (да-да, та самая «Новая газета», считающаяся чуть ли не идеалом столь любимой нашими либералами «свободы СМИ»!) опубликовала запись переговоров Немцова (тогда – первого вице-премьера правительства России) с бизнесменом Сергеем Лисовским. О чем там шла речь, не так уж и важно (желающие могут, впрочем, ознакомиться). Гораздо любопытнее то, что писал в предисловии к этой публикации небезызвестный Александр Минкин.

Читаем: «Задетые лица, конечно, возмутятся. Их аргументы известны заранее: а) разговор подслушан незаконно; б) это – вторжение в частную жизнь. Задетые лица подключат дружественную прессу, представителей творческой интеллигенции; популярные артисты эстрады и кино с брезгливым вводом заговорят о грязной журналистике… Уважаемые читатели, не позволяйте морочить себе голову, не позволяйте уводить вас от сути дела. Законно ли подслушан разговор Немцова с Лисовским? Мы не знаем. Но ответ на этот вопрос должна дать прокуратура. И если санкции не было – пусть возбудят уголовное дело, найдут и накажут тех, кто нелегально слушает чужие разговоры. Однако для нас это не слишком важно. Согласитесь: мытыми или немытыми руками убили старушку – дело десятое». И далее: «В данном случае нам все равно, легально или нелегально записали беседу. Если в ней содержатся факты, важные для общества, то общество должно быть благодарно тем, кто открывает ему глаза».

Так что на самом деле сейчас Борису Ефимовичу и его друзьям-либералам прилетел такой своеобразный «привет из 90-х», которые они привыкли считать временами «свободы и демократии», в отличие от нынешнего «авторитарного режима». Им очень хочется туда вернуться, потому что тогда они были у власти и творили со страной все, что хотели. Но когда против них действуют их же методами (вспомните: прослушка и незаконная видеосъемка ведь были неизменной частью практически всех скандалов того времени – от «Связьинвеста» и «дела писателей» до похождений министра юстиции Ковалева и генпрокурора Скуратова), они почему-то начинают обижаться и писать письма в прокуратуру. Нечего, как гласит известная поговорка, на зеркало-то пенять…