https://www.funkybird.ru/policymaker

Китайский десант в Европу

Руководство КНР продвигает деловые интересы страны на континенте.

В своей подмосковной резиденции Дмитрий Медведев и прибывший в Россию заместитель премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцян обсудили перспективы развития российско-китайского сотрудничества, взаимодействие Москвы и Пекина в международных делах, подготовку к саммиту Шанхайской организации сотрудничества и планы развития двусторонних связей на ближайшее десятилетие.

«Уже во время полета на самолете я внизу заметил новые города и деревни, новый облик России, здесь произошли колоссальные перемены к лучшему», — обратился Ли Кэцян к Д. Медведеву и пожелал ему «дальнейших успехов в возрождении России». Ответные слова благодарности за эту оценку президент произнес по-китайски, что удивило и порадовало гостя. «Буду тренироваться, пока мой лексикон сводится к двум-трем словам», — пообещал российский лидер.

Председатель правительства Владимир Путин, у которого состоялись переговоры с заместителем премьера Государственного совета КНР, считает уровень российско-китайских отношений беспрецедентно высоким и рассчитывает на их успешное развитие в будущем. Как он отметил, этот уровень «достигнут благодаря нашим совместным усилиям». «В прошлом году товарооборот между двумя странами достиг рекордных 83,5 миллиарда долларов, — сказал глава кабинета министров России. — Как всегда в случае с большой работой, есть и вопросы, требующие дополнительного внимания, но мы научились решать их, как это делают близкие друзья; мы ищем компромиссы и находим их».

«У нас нет ни одного раздражающего элемента в отношениях, но есть общие интересы и нам удалось выработать эффективный инструмент достижения наших целей, главное из которых — это повышение уровня жизни наших граждан и развитие сотрудничества в экономике, — подчеркнул В. Путин. — Уверен, нам удастся проанализировать все, что уже сделано, и наметить планы на перспективу». Ли Кэцян согласился с этой оценкой: «Естественно, мы с вами будем совместными усилиями стремиться вывести наши отношения к новым рубежам. В этом отношении у нас самое светлое будущее и самые светлые перспективы. Мы с вами шагаем по широкой дороге, естественно, эта дорога не всегда ровная, как Невский проспект, бывают трудности, но я уверен, что, как хорошие друзья, соседи и партнеры мы сумеем найти решения и добиться успехов. От имени правительства и народа Китая еще раз сердечно поздравляем Вас с избранием президентом и желаем успехов на инаугурации 7 мая и в дальнейшем на посту главы государства».

В преддверии этих переговоров Международное радио Китая сообщило: Ли Кэцян отправился с официальными визитами в Россию, Венгрию, Бельгию и в штаб-квартиру Евросоюза, а также отметило, что китайская сторона характеризует отношения между Пекином и Москвой как «классический образец отношений между державами». По словам замминистра иностранных дел КНР Чэн Гопина, встречи в Москве послужат углублению китайско-российских отношений в «новой обстановке». Из интервью чиновника китайским журналистам обозреватели делают вывод: под термином «новая обстановка» подразумевается, прежде всего, избрание В. Путина президентом Российской Федерации. «Этот визит проходит в особых условиях: в этом году в России происходит смена руководства», — говорит профессор Института по исследованию России и Восточной Азии Китайской академии общественных наук Цзян И. Как он считает, тесное сотрудничество двух держав, с одной стороны, станет проявлением развития многополярности мира, с другой — «обеспечит их мощный тандем в международной политике и на международной экономической арене, что принесет пользу обеим сторонам».

Тем не менее, заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев полагает, что «от переговоров вице-премьера КНР в Москве не стоит ожидать каких-то «прорывных договоренностей». «Его поездка — это элемент подготовки к тому, что Ли Кэцян на XVIII съезде КПК будет, как предполагается, утвержден в роли следующего главы правительства, — говорит эксперт. — Главная цель визита в РФ — завязать личные контакты с российскими лидерами. Китай придает важное значение отношениям с Россией. Мы стратегические партнеры. У нас интересы по ряду международных проблем совпадают».

Приоритеты европейского турне Ли Кэцяна расставили китайские официальные лица, давшие понять: главное место в ходе зарубежной поездки Ли Кэцяна займет не Москва, а Брюссель. Китай стремится усилить свое влияние в Евросоюзе, несмотря на то, что последний переживает экономическую рецессию. Как утверждает американская «Уолл-стрит джорнэл», Ли Кэцян, вероятно, обсудит с высшими чиновниками Евросоюза вопрос о том, какой вклад Китай может внести в борьбу с кризисом зоны евро. При этом заместитель премьера Государственного совета КНР прибудет в Бельгию через несколько дней после того, как в Старом Свете побывал нынешний глава правительства КНР Вэнь Цзябао.

«Турне Вэнь Цзябао важно для Пекина и с внутриполитической, и с международной точки зрения, — поясняет политолог Юрий Тавровский. — Европа догоняет США по популярности среди китайской элиты и молодежи, ее готовность наращивать связи с Пекином должна укрепить пошатнувшийся авторитет руководства КНР внутри страны. Кроме того, Пекину необходимо «показать флаг» на европейском континенте, где традиционно сильно влияние США».

«За годы сотрудничества Китая с Евросоюзом их взаимный товарооборот увеличился в 200 раз, после же визита «правительственного китайского тандема» он наверняка получит новый серьезный импульс — особенно если предложенные Пекином проекты сотрудничества Европа воспримет как лекарство от поразившего ее финансово-экономического кризиса, — прогнозирует декан факультета политологии МГИМО Алексей Воскресенский. — Это может превратить Европу в основного делового партнера Китая и отодвинуть на периферию другие страны, включая США». Впрочем, добавляет он, «пока неясно, готова ли вся Европа к такому коренному повороту в мировой экономике».

Миссии китайских деятелей столь высокого ранга, считают обозреватели, могут свидетельствовать о том, что Евросоюз будет занимать все большее место во внешнеэкономической стратегии Пекина, чьи валютные резервы превышают 3 триллиона долларов. Но готов ли Китай бросить спасательный круг слабеющим европейским странам? Эксперты замечают: из выступлений Вэнь Цзябао можно сделать вывод, что китайская помощь может быть связана с двумя условиями. Во-первых, Европа должна предоставить Китаю полномасштабный статус страны с рыночной экономикой. Во-вторых, ей следует отменить эмбарго на поставку оружия в КНР.