https://www.funkybird.ru/policymaker

Иранское затишье: России остается лишь ждать

России остается лишь ждать, когда закончится конфликт вокруг Ирана. И надеется, что это случится не скоро.

Еще месяц назад ситуация вокруг ядерной программы Ирана была темой номер один в СМИ, как и у нас, так и за рубежом. Эксперты предрекали неизбежность войны, и вдруг наступила неожиданная информационная тишина, а те редкие новости, связанные с Тегераном, носят успокоительный характер. Так, в интервью журналу Foreign Policy президент Турции Абдулла Гюль заявил, что Тель-Авив ошибается, используя враждебную риторику в отношении Тегерана. Разногласия по поводу ядерной программы Ирана можно решить исключительно дипломатическим путем, утверждает турецкий лидер.

В четверг официальный представитель Белого дома Джей Карни сказал буквально следующее: «Второй раунд (переговоров, который пройдет в Багдаде) обещает стать обнадеживающим». А в пятницу газета Los Angeles Times со ссылкой на источники в американской администрации сообщила, что США могут разрешить Ирану обогащать уран до 5%, если Тегеран согласится допускать международные инспекции на свои ядерные объекты. 5% – та степень обогащения урана, которая необходима для использования его в мирных целях. Для создания ядерного оружия необходимо обогатить уран до 90%.

Похоже, что иранскому лидеру Махмуду Ахмадинежаду в очередной раз удалось выиграть время, подобно тому, как это сделала Шахерезада, рассказывая на ночь сказки Шахрияру. Однако вряд ли американцы являются большими любителями восточных сказок. Возможно, началась какая-то игра, на которую России не пригласили.

Особенно интересно и поучительно это выглядит на фоне расторгнутого контракта на поставку Ирану 5 дивизионов С-300ПМУ-1 на общую сумму 800 миллионов долларов. Мало того, что пришлось вернуть предоплату с неустойками на сумму 167 миллионов долларов, так Махмуд Ахмадинежад грозит Кремлю судебным разбирательством в Международном суде и имеет все шансы выиграть дело, поскольку решение Совбеза ООН принято с участием России. Это означает, что Кремль не предпринял всех мер, в том числе и политических, для выполнения контракта.

Но еще более велики репутационные потери. Посыл странам, которые традиционно покупают у нас оружие, ясен. Экспорт российского оружия возможен лишь с негласного разрешения Белого Дома. Иначе говоря, наша свобода торговли вооружениями заканчивается там, где начинаются интересы США.

И вот теперь получается, что уступка Кремля оказалась не только напрасной, но откровенно провальной с точки зрения торговой политики «Рособоронэкспорта». Наивно полагать, что именно отказ России от поставки вооружения Ирана оказал главную роль в нынешнем потеплении отношений между Западом и Тегераном.

На днях в Центре стратегических прогнозов и оценок прошел «круглый стол» касательно международных проблем, которые сложились вокруг ядерной программы Ирана. Выводы экспертов неутешительны: «оценки говорят о том, что при любом раскладе ситуация для нашей страны окажется невыгодной: в случае атаки на Иран можно ожидать лишь кратковременного роста цен на нефть и газ, а потом рынок энергоресурсов будет фактически монополизирован проамериканскими компаниями, что сделает еще более эффективным известное «нефтяное оружие». Если же конфликт разрешится мирно, то на южных рубежах России ситуация будет определяться внешней политикой милитаризованного Ирана, имеющего собственный взгляд на будущее стратегически важного региона Каспийского моря».

От того, как будут развиваться события вокруг Ирана, во многом зависит успех второго президентства Барака Обамы. Еврейское лобби в США фактически поставило нынешнего главу Белого дома перед выбором: либо он начинает военную операцию против Тегерана, либо ему не видать поддержки Wall Street в избирательной компании. Речь идет о защите государства Израиль на Ближнем Востоке. Однако Обама на заседании «Американо-еврейского общественного комитета» в начале марта отверг это предложение. Надолго ли?