https://www.funkybird.ru/policymaker

Антон Кривенюк: Абхазия строит свой проект

Андрей Епифанцев опубликовал статью, резюме которой он высказал в самом начале. По его словам, абхазское государство находится в глубоком кризисе, у него тупиковый путь развития, а российская политика по отношению к Абхазии неверна. Все эти выводы он сделал, узнав об избиении в Гагре Игоря Варова, владельца крупнейшего в городе торгового центра «Континент».

Замечу, что сам Епифанцев весьма давно не был в Абхазии. Если бы я чуть по другому смотрел на жизнь, я бы заподозрил в его статье наличие «заказа».

Я не зря сказал о том, что Епифанцев давно не был в Абхазии. Не буду рассуждать тут о его мотивах «так не любить» эту страну, и не буду сломя голову бросаться на защиту Абхазии, гражданином которой являюсь. Просто напомню о том, что эксперту неплохо бы научиться получать информацию из разных источников и почаще бывать в странах, о которых пишешь.

В Абхазии есть тысяча и одна проблема, но нет только одной: это не страна рабов. Абхазия — свободная страна и в ней можно не только открыто говорить о том, что думаешь, но еще и добиваться практических результатов. И именно потому что это так, сегодня супермаркет «Континент» принадлежит тому, кто его построил — предпринимателю Игорю Варову. В отличие от других стран, не будем тыкать пальцем, в Абхазии есть реально влиятельное гражданское общество, которое оказалось способным отстоять интересы бизнесмена российского происхождения. Бить людей, и российских предпринимателей в частности, плохо. Но представлять внутри корпоративные разборки при дележе дохода как «изгнание русского бизнеса», — это бред.

Епифанцев знает фактаж и в курсе проблем Варова. Его супермаркет действительно хотели отнять. И рейдерские теории, действительно, зрели на самом верху. Но это было время, когда проблемы были не только у владельца «Континента», а время, когда Абхазия, позаимствовав самые грязные технологии и практики России 90-х и 2000-х, стремительно погружалась в пучину коррупционного беспредела, когда российско-абхазские связи стали по сути связью коррумпированных чиновников, стремившихся с одной стороны попилить российскую помощь, с другой приватизировать все ценное, что есть в Абхазии. У Игоря Варова отнимали «Континент», потому что это работающий бизнес. У нас, у граждан Абхазии, отнимали железную дорогу, земли у моря, и даже советские госдачи. Но еще раз повторюсь, наше счастье в том, что благодаря сильному гражданскому обществу и у Варова остался его «Континент», и у нас осталось почти все, кроме железной дороги, которую мы все таки потеряли.

Из Абхазии, это мировоззрение в первую очередь, коррупция и образ мышления чиновников делали Южную Осетию, сама цель существования которой потерялась под натиском криминального бизнеса местных и российских чиновников.

Я не хочу очернять память президента Сергея Багапша, но это было именно его время, время торжества мировоззрения партноменклатуры последнего советского поколения, которая воспринимает власть как коррупционный сговор, а не как служение.

Абхазия достойно выбралась из этого болота. И поэтому, на мой взгляд, если в других частях своей статьи Епифанцев лишь интерпретирует события, то тут просто лжет: «Абхазия — это страна-иждивенец, она живет за счет России и зависит от нее по всем параметрам. Поток бюджетных денег, обрушившихся на нее после признания ее Россией, она просто проедает и какого-либо желания начать зарабатывать самой, к огромному сожалению, там не видно и близко — все тупо живут на деньги российских налогоплательщиков и менять что-то не хотят».

Абхазия не просто не приняла этот стандарт жизни, все общество в целом отвергло «юго-осетинскую модель» взаимодействия с Россией, когда российские деньги пилятся под пафосные слова о дружбе народов и лицемерные тосты. Причем отвергло жестко, с конфликтами, с митингами и приговорами суда, в частности мне, за то, что написал правду о том, как уплывает железная дорога.

И тут надо понимать, что все на самом деле намного глубже. Давайте зададимся вопросом, почему Андрей Епифанцев, а также не только он, но и другие шумные эксперты не опубликовали ни одной критической статьи по поводу Южной Осетии, где российские деньги крали оптом и в розницу, а масштаб воровства не идет ни в какое сравнение с деньгами, которые попадали в Абхазию? Все просто. Епифанцев на самом деле готов простить все: воровство, избиение Варова, притеснения русских, все что угодно, лишь бы Абхазия в той или иной степени была частью России. Епифанцеву нужно, чтобы да, крали, но пели дифирамбы о «едином» и «неделимом». Да, игнорировали русских, но проводили как можно больше праздников русского языка, дни флагов и всякую прочую чепуху. Все как в Южной Осетии, короче говоря. Это такая постсоветская инерция, когда империя — гегемон простит все что угодно, и даже сама предложит воровать свои деньги, лишь бы ты был вассалом.

Абхазия, при всей ее близости к России, строит свой проект, это сложный и далеко не факт, что способный состояться «на века» государственный проект. Это проект не против России, или вопреки ей, это нормальный, рациональный процесс. И именно в этом причина разочарования «Епифанцевых» Абхазией. Именно поэтому, по его мнению, у Абхазии «тупиковый путь». Подсознательно, для него как и для многих других, «не тупиковый путь», это путь Южной Осетии. Спасибо, не надо. Там правда, тупик.

И в заключение об абхазских реалиях. Не надо пересказывать здесь все последние события в этой стране, и так все происходит очень шумно. Я также далеко не упертый «анквабист», чтобы петь дифирамбы новому президенту Абхазии. Но сегодня именно он разгребает «авгиевы конюшни» системы управления, организации жизнедеятельности страны и практики взаимодействия бизнеса и власти, которые были прямо скопированы с соседних северокавказских регионов России. И именно за это его хотели убить. Так что пока, у Абхазии, дай Бог есть шанс встать на нормальный путь развития. А Андрею Епифанцеву стоит обратить внимание на некоторые другие регионы его страны, где таких шансов намного меньше. И посмотреть, как там относятся к бизнесу, к людям вообще и русским в частности. Могу ему показать эти места на карте.

Антон Кривенюк — главный редактор издания Gtimes, гражданин Абхазии.