https://www.funkybird.ru/policymaker

Властный Первомай

О том, что избранный президент Владимир Путин и действующий президент Дмитрий Медведев, возможно, примут участие в первомайском шествии в Москве, и что само это шествие пройдет под лозунгом «Даешь справедливость!», первой сообщила газета «Ведомости». Другие СМИ тут же подхватили эту новость, и пошла она гулять по всей стране, интригуя граждан масштабом политического зрелища, сотворить который способна только власть.

Интрига, видимо, будет сохраняться до самого последнего момента, однако трудно себе даже представить, что Путин и Медведев пройдут маршем по Тверской. Ведь для этого, как минимум, потребуется выселить всех жильцов из близлежащих домов и свезти в Москву полицейских со всей страны, чтобы усилить режим безопасности. Идущий во главе первомайской колонны и требующий справедливости правящий тандем – это, конечно, умопомрачительная, с точки зрения пиара, картина, но такая реклама единения власти с народом выглядит слишком фантастичной.

Однако доводов в пользу того, что в первомайской демонстрации могут участвовать два президента, тоже достаточно. Во-первых, потому что главную роль в организации уличных мероприятий нынче предписано сыграть не ФНПР и «Единой России», а любимому детищу Путина – «Объединенному народному фронту». Это своего рода праздничная презентация ОНФ, потому что именно он теперь как бы олицетворяет трудящихся всей страны. По закону жанра, на этой презентации должен присутствовать лидер «Народного фронта». А рядом с ним, плечом к плечу, должен находиться и лидер правящей партии, под крышей которой и родился ОНФ.

Во-вторых, предстоящее первомайское шествие должно стать не только конкурентным мероприятием (как известно, накануне инаугурации Путина «болотная оппозиция» намерена провести свой «Марш миллионов»), но и очередным наглядным примером проявления лояльности власти со стороны подавляющего «большинства». Несогласное «меньшинство» в данном случае как бы получает серьезное предупреждение о том, что ему лучше отказаться от протестных акций – свободного места в центре Москвы для него не найдется. Поэтому единороссам, «фронтовикам», шмаковским профсоюзам, молодогвардейцам и прочим «нашистам» поставлена задача вывести 1 мая на улицы столицы не менее 100 тысяч человек.

Появление Путина и Медведева на этом празднике должно выглядеть, как праздничный «бонус» для всех участников мероприятия. Правда, скорее всего, этот «бонус» появится не на шествии, а на митинге, да и сам митинг (опять же в целях безопасности) могут перенести на Манежную площадь, где подобная акция уже состоялась после президентских выборов. То есть, это будет майское повторение виденного страной мартовского столпотворения в центре Москвы.

Но когда и где еще власть может успешно провести вторую презентацию, на этот раз своего нового лозунга – о справедливости? В последнее время она часто произносила это «волшебное слово» с высоких трибун, но все без толку. Никто уже не верит в справедливость выборов, судов, правоохранителей и прочих институтов и механизмов, представляющих государство. Никто не верит в справедливость самой власти. Ведь все законы и все ее действия, якобы направленные на то, чтобы побороть растущее в стране социальное расслоение, приводят только к одному – многократному росту доходов чиновников и приближенных к ним бизнесменов. Страна терпеливо ждет перемен, но ничего не меняется.

И вот оно – первомайское чудо: политтехнологов партии власти посетила идея провести политический рестайлинг. Сам термин обозначает некую косметическую процедуру, которая абсолютно ничего не меняет, кроме внешнего облика. Как, например, обычную уличную кошку превратить в породистую красавицу? Да очень просто – взять и покрасить ее. Судя по всему, именно к такой «покраске» правящей партии и решили прибегнуть, воспользовавшись Первомаем.

Лозунг о справедливости совершенно не меняет сути власти, но зато исправляет ее имидж. Правда, только в глазах самих единороссов. Иногда им очень хочется отмыться от того неприглядного образа, который прочно закрепился за «Единой Россией». Но, как говорится, и рад бы в рай, да грехи не пускают. К тому же само понятие справедливости идеологически несовместимо с ныне правящей партией. Поэтому все ее лозунги и требования, взятые на некоторое время «напрокат» у оппозиции – о честных выборах, о справедливости – не более чем политтехнологические инструменты для партийного рестайлинга.

На самом деле, ждать от 1 мая какого-то «поворотного момента» (кроме саморекламы правящего тандема) довольно глупо – весь этот «провластный Первомай» пройдет в режиме уже привычного политического фарса. По разнарядке на это мероприятие выйдут не только «посланцы трудовых коллективов» со всей страны, которых привезут в столицу на автобусах и поездах, но и депутаты Госдумы от «Единой России». Настоящим «украшением» праздника могли бы стать люди из правительства. Представьте, например, в рядах демонстрантов министров Татьяну Голикову, Андрея Фурсенко и Рашида Нургалиева, над головами которых колышется транспарант «Даешь справедливость!». Этот российский анекдот мог бы навечно войти в сокровищницу мирового юмора.

Впрочем, комедийность предстоящего события и так уже во многом очевидна. Хотя бы потому, что Первомай – это праздник работников, а не работодателей, демонстрация сил оппозиции, а не властных структур. На этих массовых мероприятиях солидарности трудящихся, которые проходят в десятках стран мира, как память о чикагских рабочих, казненных по ложному обвинению за участие в уличных беспорядках, митингующие выдвигают социальные и политические требования к власти. В дореволюционной России, например, главными лозунгами Первомая были «Долой самодержавие!» и «Долой министров-капиталистов!».

В нашем же случае власть почему-то сама выходит на митинги и демонстрации, играя в оппозицию самой себе. Понятно, когда работники выражают свой мирный социальный протест требованием о справедливости. Это требование адресовано правящей партии, правительству, премьеру, президенту. А кому предназначен лозунг «Даешь справедливость!», под которым будут митинговать Путин и Медведев? Они что, друг друга будут в этом убеждать? Или этот клич правящего тандема адресован каким-то «силам небесным»?