https://www.funkybird.ru/policymaker

Муниципальный протест

Избранные 4 марта московские и питерские муниципальные депутаты обратились в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Основному закону действующего законодательства о местном самоуправлении.

Независимые депутаты, изрядно потеснившие прежде заседавших на местах единороссов, сразу же назвали главную причину слабости муниципальной власти. А именно, статье 79 закона о местном самоуправлении. Потому что как раз в ней записано, что «перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства».

Напомним, что Москва и Санкт-Петербург, согласно Конституции, действительно являются городами федерального значения. Это значит, что они представляют собой отдельные субъекты РФ рядом со своими областями. То есть, Подмосковье и Ленинградская область существуют как бы без собственных административных центров. Такое странное положение имеет исключительно историческое объяснение. Именно первая и вторая столицы были в начале 90-х годов оплотом борьбы российской власти против союзного центра. Как раз победа ставленников демократического движения в Москве и Питере – Гавриила Попова и Анатолия Собчака – обеспечила первому президенту России Борису Ельцину преимущества в его схватке с президентом СССР Михаилом Горбачевым.

Но потом до самого начала 2000-х годов федеральное значение двух столиц почти никак не проявлялось. Но вот в 2003 году руки у центральной власти дошли наконец до реформы местного самоуправления. В ходе принятия Госдумой соответствующего закона «особость» Москвы и Петербурга как раз и появилась. Дело в том, что за прошедшие годы каждый из городов пошел своим путем. В Питере после 1993 года, когда Петросовет и нижестоящие советы были распущены Собчаком, ни местного самоуправления, ни каких-то низовых управляющих структур по сути дела вообще не было несколько лет.

В Москве же выбрали другую дорогу. Сменивший Попова Юрий Лужков развил идею административных округов, или префектур. Так появились территориальные управы, их советники и так далее. То есть он управлял городом без какой-либо оглядки на местные интересы различных частей огромного мегаполиса.

Надо сказать, что появление особой статьи в законе о МСУ было прямо детективной историей. Ведь уже тогда между столичным мэром и президентом Владимиром Путиным существовали довольно серьезные противоречия, хотя Лужков и был одним из отцов-основателей путинской «Единой России». Так вот, закон о МСУ сначала предполагал, что местная власть будет строиться одинаково по всей стране. Однако Лужков надавил на федеральный центр и соответствующая поправка появилась буквально за одну ночь.

Пользуясь «особым» статусом, московская мэрия очень скоро низвела местное самоуправление, которое она вынуждена была все-таки разрешить, до бесправного и безгласного положения. Прежде всего для того, чтобы никакая общественность не мешала решению земельных вопросов в пользу строительных гигантов, среди которых, как всем известно, очень скоро выделился один – «Интеко», принадлежавший супруге мэра.

Однако и после ухода Лужкова новая власть ничего менять не стала. Например, проект по созданию «большой Москвы» практически не обсуждался с теми органами власти, которые существуют непосредственно для решения местных проблем.

Напомним, что ныне муниципальные депутаты Москвы полномочиями вообще не обременены. Организация деятельности органов опек и попечительства, различные досуговые центры и праздники районного масштаба – вот по сути и все, что у них есть. А, между тем, у местных парламентов присоединяемых к столице 19 сельских поселений и городов Троицк и Щербинка полномочия гораздо шире – вплоть до права вводить собственные налоги и сборы, выделять земли и давать согласие на различные стройки. Понятно, что «старые» москвичи теперь своим бесправием возмущены еще сильнее.

Сейчас, кстати, готовится обращение в суд по поводу столичного Градостроительного кодекса. Дело в том, что в апреле Мосгордума приняла поправки к нему и закону Москвы о защите зеленых насаждений, которые позволяют властям более свободно обращаться с парковыми территориями. Например, отщипывать от них те кусочки, которые сейчас нелегально заняты гаражами, и так далее.

При этом новые московские муниципалы не исключают того, что попытаются инициировать городской референдум о восстановлении своих прав до общероссийского уровня.

Стоит заметить, однако, что пока подобных референдумов в нашей стране после 1993 года, когда именно этим способом была принята действующая Конституция, так ни разу и не было. Если только не считать референдумы по объединению ряда регионов, но они были инициированы как раз сверху. Кстати, президент Дмитрий Медведев в своем вчерашнем интервью пяти телеканалам согласился с тем, что референдумы периодически надо проводить, причем, в электронной форме.