https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремль даст избирателям «проголосить» на выборах

Вопреки декларациям властей, никаких свободных выборов губернаторов не будет.

Совет Федерации в пятницу одобрил президентский законопроект о выборах губернаторов, ранее утвержденный Государственной Думой. Поскольку власть заинтересована в принятии законопроекта в нынешнем виде, никаких сюрпризов в процессе прохождения законодательной новеллы в верхней палате Федерального Собрания изначально не ожидалось.

Какие же новшества вносит в российский политический процесс почти принятый законопроект (для вступления в законную силу он еще должен быть подписан президентом и опубликован в официальном печатном издании)? Прежде всего -никаких прямых выборов губернаторов не будет. Точнее, избирателям дадут возможность «проголосить» на избирательных участках, но отбор кандидатов будет находиться под строгим надзором властей.

Во-первых, кандидаты на пост губернатора должны будут пройти т. н. муниципальный фильтр. Это означает, что для выдвижения им придется собрать от 5 до 10% подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований, представляющих не менее трех четвертей муниципальных районов и городских округов субъекта Федерации.

Что это означает на практике и зачем вообще нужна эта норма? Она родом из Франции, где для участия в выборах кандидат в президенты должен собрать не менее 500 голосов «магистратов».

Откуда взялось это правило? Дело в том, что в 1958 году генерал де Голль провел первые выборы президента согласно Конституции созданной им Пятой республики. Выборы были непрямыми, голосовали как раз «магистраты». Впрочем, это были одновременно и последние президентские выборы по этой системе. Уже в 1962 году в Конституцию была внесена поправка, провозглашающая прямые выборы главы государства (первое всенародное голосование по новым правилам состоялось в 1965 году).

В настоящее время насчитывается порядка 45 000 магистратов, которые могут «подписываться» за кандидата в президенты страны. Легко заметить, что 500 голосов — это чуть более 1% от этого числа. Таким образом, особых проблем с выдвижением обычно не возникало даже у самых радикальных кандидатов. Даже Марин Ле Пен, представляющая «Национальный фронт», у которого почти нет ни мэров, ни депутатов, преодолела этот барьер и заняла третье место в первом туре президентских выборов, который прошел 22 апреля.

Россия, как мы понимаем, сильно отличается от «прекрасной Франции». У нас муниципальные депутаты зачастую не получают никакой зарплаты. Более того, часто они — директора школ или главные врачи больниц. Т. е. люди почтенные, но зависимые от власти: ведь эти учреждения являются государственными. А это значит, что в наших условиях нужное число голосов соберет с гарантией разве что кандидат от «Единой России».

У всех же остальных претендентов на губернаторское кресло будут большие проблемы. Ведь требуется, чтобы депутат нотариально заверил свою подпись в пользу кандидата и не отозвал ее. А ведь депутаты — люди зависимые, и давить на них властям будет довольно легко. Результат: благодаря муниципальному фильтру неугодные власти люди не смогут баллотироваться в губернаторы.

Второй фильтр — президентский. Официальные комментаторы говорят о том, что для каждого региона процедура консультаций с президентом будет устанавливаться отдельно. Дескать, захочет президент — и проконсультируется. Это подается как уступка, но в реальности открывает широкую дорогу для произвола. Получается, что президент в каждом отдельном случае установит такие правила для консультаций, которые ему понравятся, что ставит систему консультаций в полную зависимость от президентской власти. Понятно, что мышь, случайно прошмыгнувшая через муниципальный фильтр, будет непременно поймана в президентскую мышеловку.

Т. е. несогласованные с властью кандидаты вообще не имеют никаких шансов на выдвижение. Новые партии, которых велено зарегистрировать в большом количестве, также не смогут выдвинуть своих кандидатов на ближайших выборах. Ведь у новичков еще нет представительства в муниципальных органах власти, а значит, нет и нужного числа депутатов. Более того, скорее всего, в большинстве регионов достаточного числа представителей нет даже у крупных парламентских партий вроде «Справедливой России» и ЛДПР. В лучшем случае шанс на переползание барьера будет у представителя КПРФ.

Самовыдвиженцы в губернаторы отданы на откуп регионам. Это значит, что последние сами определят, можно ли выдвигаться самостоятельно. Но даже если они решат, что можно допустить самовыдвижение, несчастным инициативникам придется собирать подписи. Нужно от 0,5 до 2% подписей избирателей региона. Естественно, все мы знаем, как у нас проверяют собранные подписи. Любую подпись правительственный эксперт может объявить подделкой. А значит, несогласованный самовыдвиженец также никуда не выдвинется.

В качестве «утешительного приза» для избирателей создан институт отзыва губернатора, но он столь сложен и запутан, что реализация его возможна только в случае прямой поддержки со стороны Кремля. Во всех остальных ситуациях попытки отозвать губернатора будут обречены на неудачу.

Иначе говоря, никаких свободных выборов губернаторов не будет. Зная российскую политическую практику, можно предположить, что в большинстве случаев будет так: один проправительственый кандидат, обреченный победить на выборах, будет соревноваться с несколькими подставными, обреченными выборы проиграть.

Правда, какое отношение весь этот ритуал имеет к выборам, науке неизвестно. В конце концов, в СССР тоже были выборы — из одного-единственного кандидата. Как-то в букинистическом магазине я раздобыл брошюру — кандидат в депутаты Верховного совета Вячеслав Молотов выступал перед избирателями Молотовского избирательного округа города Молотова. Угадайте с одного раза, кто победил на этих выборах?..

Короче говоря, фиктивные выборы губернаторов лишь на небольшой срок могут снизить общественное недовольство. А дальше люди увидят, что никакой альтернативы опять нет, и ситуация снова начнет накаляться.

Единственный результат деятельности правительства по введению «выборов» губернаторов — дискредитация демократической системы как таковой. Власть почему-то думает, что в результате все побегут к ней, и благодетельный авторитаризм укрепится. Но практика показывает, что в условиях тотального недоверия к государству и его институтам последнее может просто обрушиться в неконтролируемый кризис.

Выстраиваемая с помощью фильтров система власти в один отнюдь не прекрасный момент обнаружит, что полностью себя дискредитировала и находится в положении КПСС 1990 года, когда власть вроде как есть, но народ контролируют совсем другие силы.

Чтобы этого не произошло, надо укреплять демократические институты, постепенно включать возмущенные городские слои в систему власти. Но наши правители делают наоборот — жульничают и мухлюют, тем самым окончательно подрывая и без того хлипкое доверие к ним.