https://www.funkybird.ru/policymaker

Киргизия: российский дипломат проливает свет на конфликт

Россию заставляет быть жесткой с Кыргызстаном не политика, а экономика, пояснил EurasiaNet.org один российский дипломат высокого ранга в Бишкеке. Одновременно с этим дипломат возложил вину за проволочки с соглашением по ГЭС на правительство КР, считая, что Бишкек политизирует данный вопрос.

Российско-кыргызские отношения в последние месяцы немного штормит. Кремль проявляет признаки явного недовольства стремлением Кыргызстана получить иностранную помощь со стороны Москвы, не давая взамен ничего в плане дипломатической лояльности. На этом фоне нарастающей напряженности два государства вступили в противоборство вокруг двух масштабных стратегических инвестиций, одна из которых связана со строительством на реке Нарын крупного гидроэнергетического объекта, известного как ГЭС «Камбарата-1», а вторая – с торпедным заводом «Дастан».

Изначально «Камбарата-1» задумывалась как ГЭС мощностью 1,9 гигаватт, но, как стало известно EurasiaNet.org, компания «Интер РАО» – один из перспективных инвесторов данного проекта – выступает за то, чтобы сократить генерирующую мощность ГЭС до 800-900 мегаватт в год. Помимо всего прочего, Россия желает теперь получить по 75 процентов акций в обоих означенных предприятиях – в Камбаратинской ГЭС и в заводе «Дастан». Прежде Москва готова была удовольствоваться меньшим чем мажоритарный пакетом акций в обоих предприятиях.

Руководство Кыргызстана не демонстрирует намерения поддаться этой, как они считают, тактике давления со стороны России. Как заявил 16 апреля в интервью газете «Коммерсант» премьер Кыргызстана Омурбек Бабанов, Россия «не выполняет свои обязательства».

Позиция России связана главным образом с финансовыми реалиями, настаивает советник-посланник посольства РФ в Бишкеке Евгений Терехин.

«Когда все говорят: «большой русский медведь собирается проглотить маленькую Киргизию», это не есть всестороннее отражение сложившейся картины, отмечает он. Камбаратинская ГЭС и завод «Дастан» непосредственно связаны с процессом урегулирования задолженности Кыргызстана перед Россией. Так, например, в рамках соглашения по Камбаратинской ГЭС предполагается списание 180 млн. долларов из суммы кыргызского долга.

По словам Терехина, политическое руководство Кыргызстана и кыргызские СМИ в искаженном виде представляют условия соглашения по Камбаратинской ГЭС, которыми предусматривается возврат 25 процентов принадлежащих России акций по достижению станцией рентабельности. Так что в конечном итоге Россия и Кыргызстан будут владеть ГЭС на паритетной основе, поясняет дипломат.

«Эти переговоры ведутся в течение уже довольно длительного времени. Это долгая история», – отмечает Евгений Терехин.

Неопределенность с рентабельностью гидроэнергетического проекта является тем серьезным фактором, который и заставляет российские компании добиваться сокращения его мощности. По словам людей, сведущих в энергетических вопросах, вариант с уменьшенной мощностью будет более жизнеспособен с экономической точки зрения и рентабельности в долгосрочной перспективе. Кыргызские же власти ослеплены планами более масштабного строительства и противятся новым инженерным предложениям «Интер РАО», добавляют они.

Для России же главной задачей применительно к проекту «Камбарата-1» и еще одному гидроэнергетическому объекту на реке Нарын является сокращение рисков, подчеркивает российский дипломат. «Позиция наших энергетических компаний проста. Оба проекта довольно дорогостоящи. Проектная стоимость одного составляет порядка 2 млрд. долларов, второго – 4-5 млрд. долларов, – говорит он. – Единственными же вложениями с кыргызской стороны станут водоток и речные берега».

«Вот почему они [российские компании] просят 75 процентов акций в [ГЭС «Камбарата-1″], – продолжает Евгений Терехин. – Но, как я уже упоминал, это далеко не вся история. Целиком она выглядит следующим образом: компании желают получить 75 процентов акций лишь на период возмещения затраченных на проект средств. Как только расходы будут покрыты за счет доходов от реализации электроэнергии, стороны вернутся к разделу акций по принципу 50 на 50».

Гибкость Кыргызстана в переговорном процессе ограничивается, по мнению Евгения Терехина, внутриполитическими факторами. «Ни для кого не секрет, что здесь [в Кыргызстане] поднимается волна национализма, и противостоять напору этой волны сложно любому, будь то президент или даже сам Господь Бог», – отмечает дипломат.

«Сегодня все пытаются играть роль самого большого патриота своей страны, быть святее Папы Римского, – добавляет он. – Полагаю, рано или поздно эта эмоциональная волна схлынет, и на ее место придут спокойствие и холодный расчет. Просто, думаю, нам – обеим сторонам – нужно немного подождать».