https://www.funkybird.ru/policymaker

США: рудиментарное мышление

В США ухватились за идею создать новый инструмент «сдерживания России» взамен дискредитировавшей себя поправки Джексона-Вэника.

Недавно в палату представителей конгресса США был внесён законопроект по т. н. «расширенному списку Магнитского». Речь идёт о перечне фамилий российских чиновников, которые, по мнению американских властей, виновны в смерти налогового консультанта фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, скончавшегося в «Матросской тишине» в 2009 году, а также в иных не указанных «масштабных нарушениях прав человека».

Законопроект вводит в отношении фигурантов списка разнообразные санкции: от запрета на въезд в США до ареста банковских счетов и имущества на американской территории. Данная законодательная инициатива уже поддержана госдепартаментом США, а также представителями республиканской и демократической партий.

Одновременно авторы законопроекта «по-барски» предлагают упразднить давно устаревшую поправку Джексона-Вэника, по которой в отношении наших компаний ещё с советских времён действует ряд экономических санкций, вызванных давно не существующим «ущемлением» прав евреев на беспрепятственную эмиграцию в Израиль. По мысли американских политиков, по-прежнему демонстрирующих рудиментарное мышление эпохи «холодной войны», новый законопроект призван выполнять ту же роль, что и древняя поправка, – служить «сдерживающим механизмом» в отношении России, который дамокловым мечом нависал бы над нашей страной всякий раз, как только мы будем «проявлять строптивость» в тех или иных вопросах мировой политики.

На столь неприкрытый шантаж американской стороны указал ещё 11 апреля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Находясь в Вашингтоне и отвечая на вопросы российских СМИ, глава МИДа заявил: «Попытки заменить антисоветскую поправку Джексона-Вэника каким-то новым антироссийским законодательством нас категорически не устраивают. Это способно нанести достаточно серьёзный урон двусторонним отношениям, поскольку «дело Сергея Магнитского» является прежде всего российской проблемой, ей уделяет внимание высшее руководство нашей страны, имеются соответствующие поручения, ведётся работа следственными органами. Пока суд не вынес решения, и мы не можем вмешиваться в этот процесс. Попытки же предопределить судебный вердикт, конечно, являются политизированными, и их нельзя расценивать иначе, как вмешательство во внутренние дела России».

Аналогичным образом выступил 23 апреля и посол России в США Сергей Кисляк, подчеркнувший, что принятие законопроекта американским конгрессом «подорвёт наши возможности работать совместно в целом ряде областей».

Удивительно, но госдеп США ведёт себя так, словно разделяет эти опасения. По сообщению авторитетных источников в Белом доме, высшие сотрудники администрации Обамы, предвидя реакцию России, «пролоббировали» перенос рассмотрения законопроекта в американском сенате на конец весны, поскольку 18–19 мая должна состояться встреча Владимира Путина и Барака Обамы. Как сообщается, госдеп не хотел бы омрачать возобновление отношений с вновь избранным президентом России с «резко негативной ноты».

Напомним, что под тем же предлогом год назад конгресс США «спустил на тормозах» аналогичную законодательную инициативу сенаторов Кардина и Маккейна, чей «список» включал в себя имена шестидесяти российских чиновников. Тогда, как и сейчас, администрация Обамы, в целом поддержав инициативу сенаторов, «смогла убедить» конгресс в несвоевременности столь неприкрытого антироссийского демарша.

Примитивная двухходовка, исполненная в традициях игры в «доброго и злого следователя», так и бросается в глаза. «Добрый» госдеп рекомендует перенести принятие антироссийского законопроекта на неделю после путинского визита, будто бы всерьёз считая, что Москва не умеет просчитывать на семь дней вперёд. «Ястребы»-сенаторы сначала очень вовремя, за полмесяца до путинского визита, устраивают очередную возню вокруг «списка Магнитского», но немедленно «дают себя уговорить» и соглашаются временно положить законопроект под сукно. На деле же выходит, что Соединённые Штаты всё-таки создают «средство сдерживания России» – только им является не сам «законопроект имени Магнитского», а одна лишь угроза его принятия в конгрессе.

Стоит добавить, что Соединённые Штаты уже сегодня активно пользуются программой санкций в отношении чужих граждан, которая позволяет запретить въезд в страну или наложить финансовые ограничения на любого иностранца, прибывающего в США или имеющего бизнес в этой стране. Репрессивных полномочий у американских властей и так более чем достаточно, поэтому все эти «списки» и законопроекты выглядят лицемерными политизированными решениями, цель которых – торпедировать конструктивный диалог с Россией по важнейшим общемировым вопросам.

То, что подобные инициативы возникают до всякого судебного решения по делу Магнитского, наглядно подтверждает старую, как мир, истину – «борьба за права человека» является для Вашингтона не более чем пропагандистским клише и средством геостратегического влияния. Ну а нерасшифрованная формулировка «масштабные нарушения права человека», под которые, при известном рвении, можно подвести кого и что угодно, говорит об уровне «демократизма» среди американских законодателей.

Остаётся предположить, как должна ответить на этот шантаж Москва – вне зависимости от того, будет ли подписан пресловутый законопроект или нет. Имея на руках широкий арсенал средств: от учреждения аналогичного списка американцев, нарушающих права человека, – например, в отношении осуждённого россиянина Виктора Бута, – до приостановки сотрудничества по Афганистану или окончательного выхода России из Договора об обычных вооружениях в Европе, наше политическое руководство, можно смело надеяться, не станет подыскивать адекватный ответ слишком долго.