https://www.funkybird.ru/policymaker

«Здесь вам не там», или Разоруженные Силы Украины

Данный материал не предполагает описать двадцатилетнее уничтожение украинской армии чиновниками и военными. Наша задача — показать «чисто конкретную» работу спецов из Партии регионов, согласно заявленному «реформаторскому» пути. Поэтому хотим обратить внимание на четыре эпизода, которые произошли за два года власти ПР, и которые имеют прямое отношение к этим самым «униженным и оскорбленным» силам Украины.

Эпизод первый. «Концепция убойной силы»

Аккурат в день празднования 20-й годовщины Вооруженных сил Украины пан Янукович сказал, что 2012 год станет годом реформы в армии. Ну, гарант, молодец. Правда, мы уже привыкли к тому, что Партия регионов не торопится с выполнением своих обещаний, и не восприняли сие заявление серьезно. Но вот в марте Министерстве обороны родило Концепцию реформирования Вооруженных Сил Украины. Согласно новой военной доктрине, в Украине намечается большое сокращение вооруженных сил: к 2017 году общая численность украинской армии составит 70 тысяч человек. Сокращение будет проводиться в несколько этапов, до 2015 года из 144 тысяч военнослужащих останется 105 тысяч, а затем еще коротнут на 25 тысяч.

По мнению авторов Концепции, в обозримом будущем (?) Украина не будет принимать участия в локальных или региональных военных конфликтах. Поэтому основное задание армии сводится к локализации и нейтрализации возможных приграничных конфликтов. Кстати, создатели данного документа оценивают боеспособность современных украинских вооруженных сил, как «плачевное».

Уже в этом году на нужды военной отрасли будет выделено 16,4 миллиарда гривен, а это более чем на четверть больше суммы, выделенной из государственного бюджета в 2011 году. До 2014 года расходы на армию будут составлять 25,8 миллиарда гривен. Общая сумма средств, которые планируется выделить на реализацию новой реформы, составит 155 миллиардов гривен, из которых около 40 миллиардов составят дополнительно привлеченные средства. Комментировать всю Концепцию не имеет смысла, так как все, что делается под брендом «украинская армия» всегда либо абсурд, либо разворовывание денег. Но явные недоумения и тревогу ряда экспертов и политиков по поводу сего документа проигнорировать нельзя.

Итак, «родители» военной Концепции утверждают, что стране с 45-миллионным населением вполне хватит 70 тысяч военнослужащих для того, чтобы обеспечивать национальную безопасность на должном уровне.

При этом, президент Виктор Янукович объявил о внеблоковости Украины. Это означает, что страна отказывается от членства в военных союзах, соответственно, от гарантий коллективной безопасности, и собирается защищать себя сама. А это требует многочисленной армии. Недаром нейтральная Швейцария, где практически все работоспособное мужское население поставлено под ружье в качестве активного резерва, имеет одно из самых мощных войск в Европе. То же самое заявил и министр Д. Саламатин: «… Украина и дальше намерена сохранять свой внеблоковый статус, и ни в какие военные союзы, будь то НАТО или взаимодействие с Россией, не собирается». А если сложится ситуация, когда такая небольшая численность армии окажется недостаточной?

При оценке военно-политической обстановки, авторы Концепта определили «маловероятным» (почему?) возникновение локальной или региональной войны в среднесрочной перспективе. И армии нашли такую «хфункцію»: гасить вооруженные приграничные конфликты. Мне кажется, что руководство Минобороны живет где-то на Юпитере. Что, других угроз уже нет? Ведь возможна дестабилизация ситуации в стране, которую вполне способно спровоцировать иностранное государство? А террористическая атака? А, наконец, техногенная катастрофа?! Эти риски для современной Украины представляются многим экспертам более вероятными, нежели «военный приграничный конфликт», а об этом в документе не сказано ни слова. Да и чем вообще будет заниматься армия в случае, если, не дай Бог, произойдет авария на атомной АЭС или разрушение плотины крупной ГЭС? Сидеть у границы и ждать «конфликта»?

Теперь о численности армии. Стоит заметить, что никто так и не узнал, чем руководствовался бывший глава МОУ Юрий Ехануров, когда заявил об увеличении численности ВСУ до 200 тысяч, и чем руководствовался экс-министр Михаил Ежель, предложив свою версию в 130 тысяч. Возможно, у современных «реформаторов» есть какие-то аргументы, которые они и предъявят Раде.

Предлагая в сжатые сроки сократить армию в 2,5 раза, Саламатин совершенно не учел известную истину: если говорить о сиюминутной нагрузке на госбюджет, армию всегда дешевле содержать, нежели сокращать. Ведь сокращение военных структур это: выплаты, немалых по украинским меркам, компенсаций каждому офицеру и контрактнику при увольнении; расходы на расформирование частей; создание условий для социальной адаптации военнослужащих и т. д. — все это требует колоссальных затрат. Тем более, когда расформировываются сразу целые воинские части, и на гражданку выгоняются «табуны» военных, т. е. почти 60 тыс. человек должны сменить профессию, да и вообще жизненный уклад за 33 месяца!

«Реформаторам» хорошо бы помнить, что механическое сокращение армии за два с половиной года почти вдвое, без учета адаптации военнослужащих и выплаты им пособий, может привести к резкому скачку безработицы, пополнению криминальных структур уволенными офицерами, а где-то и к социальным взрывам.

Необходимые на реализацию запланированной реформы 155 миллиардов гривен — это 31 млрд. грн в год плюс поточное финансирование армии. И это при том, что весь «повышенный» военный бюджет на 2012 год составляет 16 млрд. 387 млн грн. И при том, что на предвыборной волне власть судорожно ищет средства, необходимые на так называемые социальные инициативы Януковича. Как и где найти указанные миллиарды на сокращение ВС Украины? Включать станок? Этот милитаристский бред может запросто сорвать президентскую «социалку», а заодно нанести хук в печень и без того не очень здоровой украинской экономике. Есть еще один вопросик — а ради чего новоназначенный министр лезет из кожи вон? Самый логичный ответ: для того, чтобы вообще убрать понятие «украинская обороноспособность», сделав Вооруженные силы Украины одними из самих-самых… незаметных.

Но эксперты также заявляют, что помимо желания модернизировать украинскую армию и вывести ее на «европейский» уровень, правительство преследует и другие цели. По словам политолога Юрия Романенко «… подобное сокращение имеет несколько составляющих — официальную и неафишируемую. Согласно официальной составляющей — у государства нет серьезных внешних врагов, как нет и средств на содержание большой армии. Поэтому ее необходимо сократить. Но если принимать во внимание, какие огромные средства были потрачены на другие, не столь важные проекты, то подобные заявления выглядят нелепо. Армия — это инструмент насилия, пусть и очерченный нормативно-правовой базой. А поскольку армия имеет прямой доступ к инструментам насилия, то это является ключевым моментом. Правительство прекрасно понимает, что для сохранения власти необходимо иметь силу, на которую можно будет опереться в случае развития неблагоприятной для себя ситуации. Таким образом, не случайны ни повышение зарплат в милиции, ни усиленные тренировки внутренних войск. А армию воспринимают как реальную угрозу власти, отсюда и столь значительное сокращение. Позиция властей понятна: необходимо сократить количество людей, имеющих доступ к оружию», — Ю. Романенко.

При этом, «Украинская армия не в состоянии выполнять даже задачи мирного времени, а ее состояние катастрофическое» Об этом заявил экс-министр обороны, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. « … руководство государства не имеет стратегического виденья развития украинского войска. В нынешнем состоянии армия не в состоянии выполнять никакие задачи мирного времени. Нам нужная армия, которая защищала бы народ и страну от внешних угроз военного характера. И ошибается тот, кто считает, что таких угроз нет», — конец цитаты. Кстати — об угрозах. Достаточно напомнить о непростой ситуации на границе с Румынией, и о том, что «война на Дунае» между Украиной и Румынией началась еще в начале 2000-х.

Эпизод второй. «Министр с «хэппи эндом»

Недавно Президент-реформатор приступил к кадровым ротациям в армии и 8 февраля подписал указ об увольнении Михаила Ежеля с поста министра обороны, назначив на его место Дмитрия Саламатина (об этом кадре см. ниже), дабы лучше «защищать национальные интересы Украины». За национальные интересы не скажу, а вот набросать портретик б. у. командующего армией Ежеля можно. Адмирала неоднократно обвиняли в коррупции. Здесь и нарушения законов при аренде военного имущества, и мутные схемы по организации питания солдат, и нарушения в проведении тендеров на закупку оборудования, и растрата бюджетных средств и много-много такого же. Т. е. там, где Ежель, там победа! Над Законом.

У этого вояки сильно болела душа за солдатиков: чем бы этих «собак» кормить, чтобы не подохли, и себя, любимого, не забыть. Придумал, и выступил с интереснейшим предложением: разрешить ему провести закупку услуги «питание солдат в 2012 году» без тендера.

О злоупотреблениях в сфере госзакупок услуг по питанию солдат написано столько материалов, что их с лихвой хватило бы для многотомного «Собрания сочинений разворовывателя бюджетных средств». Но такая гласность возможна лишь при наличии «доброй воли» Верховного и соответствующего отношения к своим обязанностям сотрудников правоохранительных органов. Этих двух пунктов у нас пока нет.

В общем, Ежель «со товарищи» сорвали проведение открытых торгов и приступили к реализации схемы «закупка у одного исполнителя». Нарушив закон, требующий проведения тендера до 31 марта с. г., нарушив поручения правительства и премьер-министра, Ежель продавливает через Минэкономики разрешение на одного исполнителя, и в отсутствие А. Клюева необходимую «драгоценную» подпись ставит замминистра А. Сухомлин. Итог: пролоббированный Ежелем монополист без тендера получает весь рынок продовольствия армии, причем по цене в 42 гривни суточного пайка, что на 10 гривен больше, чем предусмотрено паспортом бюджетной программы. За год дополнительный «навар» превысит 213 миллионов гривен бюджетных средств!

Коррупционную схему вскрыл и публично обнародовал А. Гриценко, председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. Его блог под названием «Коррупция в правительстве Януковича — кто сядет за решетку?», в котором были названы суммы бюджетных потерь и фамилии тех, кто подпадает под статьи «в особо крупных размерах», заставил власть реагировать.

«Ежель пытался перевести стрелки на Антимонопольный комитет, который якобы блокирует его тендеры. Реакция Василия Цушко была нелицеприятной для министра обороны: по информации СБУ, заблокировавшая предыдущие торги «левая» фирма имеет прямое отношение к руководству тендерного комитета Минобороны. Добил Ежеля заместитель генерального прокурора Виктор Занфиров. Он заявил членам правительства, что в законопроект Ежеля заложена коррупционная схема», — «Зеркало недели».

По словам Гриценко, о деятельности Ежеля известно всем ключевым представителям украинской власти (ну, кто бы сомневался!). «Всем об этом известно — Януковичу, Азарову, Клюеву, другим членам Правительства, председателю Антимонопольного комитета Цушко. Вопрос лишь в одном: опомнятся ли и остановят это преступление, пока не поздно, или наоборот — закроют глаза на нарушение закона, и тогда виновные сядут за решетку уже при другом президенте?», — конец цитаты.

Понятно, почему Ежель не хочет менять участников «торгов». Могут возникнуть проб¬лемы с организацией схемы откатов. Новые поставщики могут не захотеть работать на таких же условиях. Информация о том, кто и сколько «кушал» из солдатского котла, в лицах и суммах, может попасть не тому адресату. Рисков много…

Но министр-адмирал — твердый орешек, его без хрена не сожрешь, а солдатская «кашка» стоит сотни миллионов. Наплевал на мнение Кабмина и прошел секретным фарватером: законопроект, написанный Ежелем и отклоненный Кабмином, тем не менее, зарегистрирован в Раде депу¬татом от Партии регионов Олегом Надошей (Законопроект № 9339). Ха-ха-ха.

… а после увольнения, Виктор Янукович взял да и назначил Михаила Ежеля советником президента, руководителем Главного управления по вопросам безопасности и оборонной политики администрации президента. Ну, не пропадать же такому таланту. Вот вам и «хэппи энд».

Эпизод третий. «Засланный казачок»

Недолгая «профессиональная» деятельность Дмитрия Саламатина на посту министра обороны вызывает, мягко говоря, недоумение, поскольку ни заботы об обороноспособности страны, ни стремления решить социальные проблемы военных здесь не видно.

Речь идет о желании Саламатина провести глобальную инвентаризацию в Вооруженных силах. « Сегодня мы обязаны не только провести инвентаризацию всего, что у нас находится в распоряжении, но и проверить, как это используется должностными лицами на местах. Это касается земель полигонов, освобожденных военных городков. Все, что находится в распоряжении министерства, должно быть реализовано через тендерные процедуры, прозрачно и под контролем общественности. Все полученные от этого средства, как я уже заявлял, будут направлены на решение социальных проблем военнослужащих и членов их семей», — пообещал глава ведомства Дмитрий Саламатин. (Как можно что-то обещать, если бюджет на 2012 г. принят в прошлом году?) Но, объявив об инвентаризации, Саламатин попытался протолкнуть через СНБО и Кабмин уже известный нам документик, как Концепция реформирования и развития Вооруженных сил Украины на период до 2017 г. (См. выше). Т. е., судя по всему, Саламатин успел заценить, где и что стоит продавать из Вооруженных сил: земли, объекты, технику, имущество, и внес это добро в список на «сокращение».

Но не только естественное желание нового министра доворовать все, что осталось, привлекает к нему внимание экспертов и СМИ. Ладно, не будем злорадствовать по поводу того, что Альбертыч визирует документы загадочным словом «сгоден». Хрен с ним.

А вот известие том, что министр обороны Дмитрий Альбертович получил украинское гражданство лишь в 2005 году (а не в 1999-ом, как утверждали ранее в Партии регионов), вызвало некоторое «недоумение» в украинском политикуме и экспертной среде.

В НУНС заявили, что «назначение министром обороны Украины человека, который лишь 5 лет был гражданином Украины, а перед этим работал в российских бизнес-структурах, является ярким свидетельством или некомпетентности президента Януковича, или, что более вероятно, прямым и сознательным пренебрежением интересов национальной безопасности и обороны».

Понятно, что с таким министром уже в ближайшее время Украина начнет терять рынки вооружений, продолжится деградация украинского ВПК, а и без того слабенькая украинская армия окажется в состоянии агонии.

Политолог Виктор Небоженко сказал по этому поводу: «Думаю, после того, как он уйдет с этого поста, будет очень серьезное служебное расследование: как это произошло, за какие деньги, кто продвигал и не является ли это спецоперацией соседних стран. Одной из наибольших ошибок Саламатина во время пребывания в Украине стало участие в драке в Верховной Раде. Думаю, за избиение стульями народных депутатов он получил очень серьезный нагоняй от российского начальства».

К тому же, по информации «Украинской правды», Саламатин — зять прежнего первого вице-премьера России Олега Сосковца, который до сих пор сохраняет довольно большое влияние в российском ВПК и близок к металлургическому магнату Владимиру Лисину. Значит, именно такой министр обороны нужен Украине?! Не смогли или не захотели искать другую креатурку? Само собой, надо задать вопрос пану Президенту: на кого работает Саламатин? Мнение экспертов о деятельности Саламатина однозначно — тут пахнет государственной изменой. Как говорил товарищ Шарапов: «Вышак ему ломится».

Надо признать, что у этого «казачка» есть некоторые конкурентные преимущества. Хотя по образованию он какой-то «горный инженер» из Караганды, зато по действиям — настоящий «донецкий пацан». Судите сами: во-первых, во время ратификации Харьковских соглашений весной 2010 года году сломал нос депутату-нунсовцу Владимиру Карпуку, во-вторых, вырвал двери в президиуме парламента, в- третьих, «зачищал» площадку от оппозиционеров во время блокирования трибуны, т. е. избивал стульями депутатов, выталкивал нардепов-оппозиционеров из аппаратной комнаты системы «Рада». В общем, преданность гаранту доказал очень конкретными, хотя и противозаконными, действиями. Эти качества, безусловно, пригодятся пану Президенту. Напряжение в социуме растет, а Дмитрий Альбертыч уж точно сможет отдать «нужный» приказ во время «Ч», не рассуждая о какой-то там дурацкой морали или правах человека.

Эпизод четвертый. «Армия баранов под предводительством льва сильнее армии львов под предводительством барана» (афинская пословица)

Практически все годы независимости Украина с завидной регулярностью сокращала Вооруженные силы и, вопреки здравому смыслу, столь же системно плодила старших офицеров и генералов. На сегодняшний день получилась «картина маслом»: вместо обычной и логичной структуры (преобладающее количество младших офицеров, определенный штат старших и, как вершина этой структуры, горстка генералов) украинская армия изобилует очень большим «стадом» с большими звездами на погонах на фоне жиденького строя лейтенантов, капитанов и майоров. Причем, в Министерстве обороны Украины отказались сообщить, сколько же высших офицерских «защитников Отечества» служит в Вооруженных силах на сегодняшний день, сославшись на секретность (!!!).

Согласно нормативам, принятым в цивилизованных странах, численность армии должна составлять в мирное время порядка 0,8–1% от общей численности населения (в Украине сегодня эта цифра составляет 0,4% с тенденцией уменьшения). При этом защищать страну должно 0,05% генералов и 10–12% офицеров от общей численности Вооруженных сил. Значит, генералов у нас сегодня должно быть, ну, никак не более сотни.

В День независимости Верховный главнокомандующий присвоил 55 генеральских званий, причем, не только военным, но и силовикам, фискальщикам и контролирующим ведомствам. В итоге — украинское генеральское «стадо» насчитывает более пятисот голов.

Но вот гарант внезапно решил старых армейских пердунов разбавить… как бы лучше сказать… «борзыми засранцами». Янукович присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю председателя Государственной службы специальной связи и защиты информации Сергею Краснокутскому. Мальчугану едва за тридцать, он начинал в 2003 году свою карьеру старшим консультантом секретариата депутатской фракции.

Почему, не имея ни малейшего понятия, что такое армия, Сергуня вдруг за две недели до Дня независимости заделался генерал-¬майором? А потом, за несколько дней, новоиспеченный «внеблоковый» генерал-¬майор Краснокутский так «показал» себя, что уже на День независимости получил следующее звание — генерал-лейтенанта… Это для того, чтобы потенциальный агрессор испугался? А, может, Президенту понравился «Мерсак» Сереги, он стоит около 500 тысяч долларов. Есть сведения, что Сережа тесно связан с ОПГ Максима Курочкина. «Зарабатывать», по его словам, начал с 12-ти лет (!) продажей черных металлов. А родился пацан в семье учителей… (Откуда у учителей металлы?!) Также ходят слухи, что мальчонка-генерал имеет в активе всего 9 классов… Может, именно этим он приглянулся Президенту? Впрочем, говорят, что Краснокутский просто выгодно вышел замуж за экс-министра МВД Белоконя. Пардон, женился на его дочке. — CV перспективного и очень востребованного мальчика.

Но самый большой анекдот пан Президент придумал с высшим воинским званием: Генерал армии Украины. Здесь «донецкая» фантазия гаранта утратила чувство меры, а вся система воинских званий превратилась в дешевый фарс. Кстати, до прихода к власти политики-регионалы говорили, что звания генералов ни в коем случае нельзя давать кому попало. В 2008 году главный военный «регионал», генерал армии Украины Александр Кузьмук, а сегодня — военный советник Януковича, обвинял Виктора Ющенко в необоснованном присвоении большого количества генеральских званий ко Дню независимости. Особенно его возмущало то, что «звание «генерал армии Украины» получают руководители правоохранительных органов, что не отвечает традиции и здравому смыслу». С Кузьмуком невозможно не согласиться.

Но вот прошло три года, и на тот же праздник шеф Кузьмука, он же — реформатор Янукович, дает звание генерала армии Украины… главе СБУ Валерию Хорошковскому, т. е. Валерчик проскочил три генеральских звания и получил сразу высшее. Между прочим, самому товарищу Кузьмуку до этого высшего воинс¬кого звания пришлось прослужить 27 лет, окончить командное училище и две военных академии! Умыл вас Президент, папаша?

А вот что сказала по этому поводу известная писательница Оксана Забужко: «Присвоение звания генерала армии главе СБУ Валерию Хорошковскому — это плевок во всех профессиональных военных страны. Скажу одно — украинскую армию ужасно жаль. Я выражаю соболезнования всем украинским военным, которые действительно военные, которые должны на все это смотреть и все это терпеть. Вся его деятельность, и особенно деятельность СБУ под началом Хорошковского, вызвали очень много вопросов у общественности, а генерал армии — это, так сказать, за гранью добра и зла», — конец цитаты. Спасибо вам, Оксана Стефановна.

Напоследок хочу напомнить вам слова настоящего боевого генерала, товарища Наполеона: «Тот, кто не желает кормить свою армию, вскоре будет кормить чужую».