https://www.funkybird.ru/policymaker

Ни слова о Ельцине: о ком не хочет говорить Путин

Пять лет назад умер Борис Николаевич Ельцин. Сегодня эта дата никак на официальном уровне не упоминается, государственная пропаганда тоже не уделяет ей никакого особенного внимания. Что, в общем, соответствует правилу, что про покойников «или хорошо или никак».

Хорошо про Ельцина говорить не хотят. А вот сказать плохо не то чтобы стесняются или молчат из приличия — но как скажешь-то? Нынешняя власть просто не сможет говорить про Ельцина честно и прямо. Про него всегда говорят косвенно.

Имя Ельцина всякий раз прячут за формулировкой про «лихие 90-е». Вот о том, как все было плохо, как было бедно и голодно, как страшно жилось, как страна была в двух шагах то ли от исчезновения, то ли от порабощения — про все это говорят много и охотно. Неизменно добавляя, что Владимир Путин тем и хорош, что спас нас всех и страну от того ужасного кошмара «лихих 90-х».

Но разве можно ругать целое десятилетие, объяснять как плохо мы жили все это время, и не упоминать человека, который все эти годы правил страной? Оказывается, можно!

Пропагандисты средней руки, конечно, лают и кусаются, но тот же Путин если и говорит редко-редко про Ельцина, то с ритуальным почтением. Потому что если он только заикнется о том, каким плохим человеком и руководителем был Борис Николаич, то ему немедленно придется ответить на два вопроса.

Во-первых, откуда взялся сам Путин? Человек, который все 90-е годы был среди тех, кто сделал их лихими. Сперва помогая одному из сподвижников Ельцина Собчаку, потом работая на самого Борис Николаича. А второй вопрос еще проще: кто выбрал Путина преемником Ельцина? Разве не сам Ельцин сказал нам про это по телевизору? Без Ельцина никогда не было бы Путина.

Путин потому и стал звездой, что слишком хорошо и выгодно смотрелся после немолодого, не очень здорового, и, увы, далеко не безупречного предшественника.

Ельцин был, конечно, выдающимся революционером, но слабым руководителем. Как и многие, кто в ту пору пришли к власти. Но одно качество у него было. При всех соблазнах, он все-таки сумел удержаться от подавления свободы. А свободное общество имеет шанс рано или поздно построить и достойную жизнь для своих граждан.

Путин, сменив Ельцина, первым делом с подавления свобод и начал. И у общества, которое строит Путин, нет ни единого шанса на длительное успешное существование.

Весь вопрос лишь в том, как долго будет оставаться дорогой наша нефть и как много будут ее покупать. Сейчас она дороже, чем была при Ельцине в пять-семь раз. Не дай бог ей снова настолько подешеветь.