https://www.funkybird.ru/policymaker

Михаил Леонтьев: как вошли в ВТО, так и выйдем

По мнению аналитика, присоединение страны ко Всемирной торговой организации можно сравнить с принятием в комсомол.

«По большому счету, по правилам ВТО наша экономика живет уже не один год, — заявил в интервью порталу KM.ru известный публицист Михаил Леонтьев, комментируя завершение процесса по присоединению России ко Всемирной торговой организации. — У нас достаточно либеральное законодательство. Это касается того же валютного законодательства. Согласно условиям вступления РФ в ВТО, любые ограничения на валютные операции в РФ или платежи в валюте должны соответствовать нормам этой организации. Напомню, что у нас — и так полная конвертируемость, так что данное положение нам ничем не грозит, помимо того, что мы не можем вводить ограничения нерыночного характера, которые не свойственны нашей нынешней экономике. С точки зрения действующего российского регулирования вступление РФ в ВТО не трагично, тем более что оно предусматривает достаточно большие переходные периоды по тем секторам экономики, которые у нас кое-как регулируются. Таким образом, наше вхождение в ВТО существенно не меняет основных элементов регулирования. Уже несколько лет, как мы ввели соответствующие нормы ВТО и фактически существуем в этом режиме. Кроме тех моментов, которые, собственно говоря, и являлись предметом переговоров и которые связаны с переходными периодами».

«Вопрос в том, что Россия декларирует для себя, что она ни при каких обстоятельствах не собирается прибегать к другим формам экономического стимулирования развития, кроме тех, которые предусмотрены режимами ВТО, что, на мой взгляд, абсолютно неприемлемо, — подчеркнул аналитик. — Потому что если мы хотим заниматься промышленным развитием, нам, конечно, нужно предусматривать различные протекционистские меры, против реализации которых, в принципе, и существует ВТО. Собственно говоря, это и является главной задачей данной организации — не допускать протекционизма. Однако прямая задача России (если она будет осуществлять политику серьезного экономического восстановления) заключается в обратном, а именно в том, чтобы применять протекционистские меры. В этом заключается основная нелепость нашего вступления в ВТО».

Впрочем, полагает М.Леонтьев, «не стоит говорить о том, что наша экономика окончательно рухнет в результате вступления в ВТО»: «В конце концов, у нас есть достаточно времени, чтобы одуматься, пока действуют оговоренные переходные режимы. Как вошли в ВТО, так и выйдем из нее, никаких проблем нет. Кроме того, в рамках этой организации есть традиция серьезных нарушений режимов ВТО и потом долгого бодания по этому поводу в судебных инстанциях. Мы же помним многочисленные торговые войны между странами, которые являются членами ВТО. Я думаю, что с наступлением острой фазы кризиса этот вопрос вообще будет неактуальным».

«На самом деле ВТО — это совершенно ритуальная вещь. Это — клуб, вступление в который можно сравнить с принятием в комсомол. Я понимаю, если вас приняли в комсомол в 1918 году. Наверное, из этого что-то следует. Но если вас приняли в комсомол в 1977 году, то из этого не следует ровным счетом ничего. Другое дело, если вас не приняли в комсомол: тогда из этого следует многое, потому что тогда будет трудно поступить в вуз, и целый ряд профессий для вас окажутся заведомо закрытыми. Или, скажем, появятся проблемы с получением загранпаспорта, а также выездной визы. Если вы не в ВТО — значит, вас не приняли в комсомол. При этом формально никаких санкций это не предполагает, но человек как бы нечистый. Потому что в комсомол принимают не за заслуги. Скорее в комсомол не принимают за «заслуги». С ВТО — примерно то же самое… Другое дело — какого хрена нам, предположим, в 1977 или в 1978 году вступать в комсомол? А уж в 1987 году это совсем глупо. А мы, образно выражаясь, вступили в 1989-м. Как говорится, «я поздравляю вас, товарищ, и желаю успехов в общественной жизни»», — заключил Михаил Леонтьев.