https://www.funkybird.ru/policymaker

Между пламенем и огнем

Сегодня Россия зажата между двумя мирами, которые испытывают сильнейший кризис государственности: Западом и мусульманским Востоком. Ситуация – хуже не придумать. В жизни ясно что делать, если на тебя падает стена: отскочить. А что делать, если стены падают с разных сторон? Да и «отскочить» от проблем соседей целая страна не сможет.

Кризис государственности на Востоке

Сегодня исламский мир поражен сильнейшим кризисом государственности. Восток буквально «выташнивает» западное влияние. Причем отвергается не конкретный прозападный политик или партия, а целиком построенное по западным лекалам государство, со всеми его институтами: партиями, конституциями, парламентами, армиями, полициями, экономиками, чиновничеством и т.д.

В исламском мире как на дрожжах растет влияние салафитов, которые отвергают современное государство как не соответствующее исламу заблуждение. Растет и влияние радикальных суннитских групп.

Уже пала масса режимов и «бессменных руководителей», но революция на Востоке только набирает обороты. Выборы в Египте показывают – даже «Братья-мусульмане» напуганы ростом влияния салафитов, которые в свою очередь все более радикализуются.

Для России это было бы неплохо. Нашей стране не особенно полезны современные национальные государства в исламских странах мира. Некоторые из этих государств спонсируют терроризм, в том числе – на территории России. Некоторые — активно продают нефть и газ, сбивая цены на основные экспортные товары России. Кое-кто пытается даже создать ядерное оружие. А кто-то, как Пакистан, его уже имеет.

На международной арене России был бы полезней новый халифат – бескрайняя территория без государств, правительств, армий, оборонной индустрии, экономики…

Разумеется, разрушение национального государства и экономики приведет Восток к социальной и гуманитарной катастрофе. Но нельзя забывать что это – суверенный выбор сотен миллионов человек, который они готовы отстаивать с оружием в руках.

Проблема только в том, что аналогичные процессы: делегитимизация и отторжение государства идут не только в исламских странах, но и в исламских регионах России.

Откуда у русских «испанская грусть»?

Но гораздо хуже ситуация, которая складывается на западных границах России.

Вот уже десять лет длится экономический обвал на Западе – в Европе и США. Западным правительствами пока удавалось скрывать его глубину или маскировать под отдельные «кризисы» — то есть явления, локализованные глубиной и временными рамками.

Но теперь маскировать становится все сложнее. Сегодня все чаще говорят о «системном» кризисе – то есть о явлении, из которого в принципе не может быть простого и быстрого выхода.

По сути же западный мир находится на грани катастрофы. Запад, а с ним и весь мир сегодня балансируют на грани того, чтобы сорваться в пропасть.

Главная проблема в том, что на Западе сложился острейший конфликт между государством и индивидом. Этот конфликт является тотальным и неразрешимым.

Чтобы западная экономика начала подниматься, ей нужно резкое обесценение рабочей силы. Возможно, в пять или шесть раз; до выравнивания оплаты труда с китайскими и индийскими аналогами.

Естественно, что индивид заданного общества никогда не согласится на столь существенное снижение жизненного уровня. Ради своей принадлежности к «золотому миллиарду» он принес в жертву слишком многое, в том числе – возможность иметь большую крепкую семью, устойчивые социальные отношения, возможность быть гармоничной личностью, не помешенной на работе, деньгах и карьере. И вот теперь государство должно сказать ему: придется лишить тебя пенсии, пусть в старости тебя кормят дети (которых нет).

Если открыть сегодня всю правду западному индивиду, то он возьмет в руки оружие.

Чем опасен для государства конфликт со средней личностью показывает хотя бы пример Советского Союза. В СССР также к 1980-м годам сложился конфликт между сильно индивидуализированным сознанием среднего человека, который мечтал о квартире-машине-даче и коллективисткой организацией государства и собственности. В итоге могучая держава «вдруг» развалилась от небольшого по масштабам политического кризиса.

Но если в СССР государство просто не поспевало за ростом амбиций хорошо образованного советского индивида, то государство на современном Западе вынуждено взять на себя обязанность сознательно сокращать жизненный уровень граждан.

Если на исламском Востоке уже сложился устойчивый тренд к отрицанию государства, то Запад сегодня колеблется в растерянности. По какой линии будет здесь канализироваться протест общества пока еще непонятно.

Нестабильность на Западе растет пока сразу по нескольким направлениям. Здесь и рост агрессивного национализма, и нарастание социальной борьбы, и рост военно-политической агрессивности государств, и социальный стресс с его атрибутами (алкоголизмом, наркоманией, криминалом, провокаторами-брейвиками и пр.), углублением распада институтов общества, в т.ч. семьи и многое другое.

Разумеется, судьба Запада, которая постигнет его, когда граждане осознают глубину неизбежного падения – дело самого Запада.

Для России же печально, что мировоззрение, миропонимание россиян по большей части не самостоятельно, а сильно ориентировано на Запад. Мы ощущаем западную тревогу за будущее так же остро, как сами европейцы. Даже продолжающийся рост экономики России сегодня не может снизить давление социального стресса.

И потому «отпрыгнуть» от этой падающей стены нам будет особенно трудно.