https://www.funkybird.ru/policymaker

Исповедь оппозиционера, или Почему люди протестуют

Если не ошибаюсь, не кто иной как Станислав Белковский, рекламируя современное протестное движение, ввел в обиход аббревиатуру «РОГ», под которой понимается «русский образованный горожанин» – локомотив и главная движущая сила нынешнего «общегражданского протеста».

Стоит признать, что господин Белковский, как к нему не относись, человек весьма и весьма сведущий в российской политике, да и сам по себе, мягко скажем, не дурак. Поэтому его ставка именно на «городскую интеллигенцию» совершенно справедлива – как ни крути, а рабочие «Уралвагонзавода» и белгородские крестьяне не протестуют.
То ли статус «анчоусов» предполагает рабскую покорность кровавому режиму, то ли все дело в техническом отставании от столичного уровня, когда для высокого революционного градуса банально не хватает аккаунтов в соцсетях и необходимых для протеста гаджетов.

У «креативного» городского класса, как известно, дела обстоят иначе.
По эту сторону баррикад – лучшие люди страны с улыбками на красивых открытых лицах и умными свободолюбивыми глазами. Про айпады, айфоны и прочие твиттеры – вообще молчу. Всего в избытке (хоть и осталось совсем чуть-чуть до того момента, как страна рухнет в пропасть).
В общем, все условия для благодатной оппозиционной деятельности.

Однако, по моему разумению, конкретно в этой своей выдумке относительно РОГа г-н Белковский ошибся и притом весьма серьезно.
Протестуют-то у нас действительно горожане и действительно русские в основной своей массе. Но вот, что касается их образованности, то здесь меня терзают смутные сомнения.

На первый взгляд, кажется, что сомневаться глупо, ибо само членство в «креативном» классе презюмирует наличие у наших протестантов, как минимум, одного высшего образования, позволяющего заниматься неким «интеллектуальным» трудом (в формате от офиса до НИИ).
Подобный образовательный ценз подтверждается и различными социологическими опросами, и, естественно, сей факт я оспаривать не собираюсь.

Однако, меня категорически смущает качество и область образованности протестующих горожан.
Ибо я глубоко уверен, что главное условие жесткого недовольства властями, выражающегося во всех этих «маршах миллионов» и «контрольных прогулках», – это не что иное как банальное невежество наших граждан по вопросам истории своей собственной страны и развития русской политической мысли.

Поясню в чем тут дело.
Еще совсем недавно я и сам относил себя к тем самым РОГам, в интернет-полемике представлялся как «человек с Болотной», а стены московского Кремля периодически содрогались от тех флюидов ненависти, что посылались мной в их сторону после очередного информационного повода, будь то посещение ЖЖ Навального или 523-й сюжет с Путиным в новостях по Первому каналу.

Но мне повезло.
И везение мое стало следствием нескольких факторов:

1. Вообще-то я умный и, как мне кажется, в области «социально-политической философии» начитанный выше среднего.

2. Кто все эти люди?
Если на первой Болотной еще можно было терпеть Немцова и Ко и находить отмазки, что это, дескать, не наши лидеры и что нам на Гарри Кимовича наплевать, то со временем консолидация всякой гадости вокруг оппозиционного движения достигла таких масштабов и приобрела такие формы, что игнорировать ЛГБТ-колонны, революционный роман Яшина с Собчак и пикеты Навального в поддержку «пусек» стало уже невозможно.

3. Прорыв информационной блокады.
Один мой друг (хоть и нац-дем, бедненький, но уж очень соображает в russian real politic) вытащил меня из мира фантазий мусье Наганова и показал весь спектр политических взглядов и мнений.
А после того как ты узнаешь, что далеко не все пишут в интернете «Хутин пуй!», окружающий мир начинает постепенно меняться. Оказывается, помимо дачного кооператива «Озеро», в стране тихим сапом возрождаются заводы и даже целые отрасли народного хозяйства, строятся инженерные сооружения, которым нет равных в мире, разрабатываются истребители 5-го поколения…
Короче выходит так, что злой Хутин украл далеко не всё и не время еще изготовлять для народных масс «коктейли Молотова».

4. Ну, и, наконец, самое главное: «Не наступить на те же грабли».
Будучи русским националистом, я любил и по прежнему обожаю читать классиков русской национальной мысли.
Мой друг нац-дем из пункта 3 к таковым, наверное, относит и каких-нибудь Крылова, Холмогорова и профессора Соловья (хороший он парень, конечно, но иногда его клинит на очередной бредовой идее). Что же касается меня, то я тут более консервативен и к классическому периоду развития государственно-политических идей в России отношу исключительно век XIX и начало века XX.
И вот, что характерно.

Читая в наши окаянные дни труды старинных русских националистов и прочих государственников той славной на интеллектуальные дискурсы эпохи, я вдруг стал постоянно ловить себя на простой мысли, выраженной очень-очень давно одним мудрым-мудрым еврейским царем:
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

То, что было написано в этих книгах, весь наш предреволюционный и революционный политический опыт прошлого и позапрошлого столетия, как оказалось, необычайно остро перекликается с тем, что сегодня на моих глазах опять происходит в России.

В качестве примера того, что я имею в виду (исключительно для наглядности), можно привести этот коротенький видеоролик:

Но на самом деле, те идеи и мысли, с которыми сталкиваешься в трудах Льва Александровича Тихомирова, Семена Людвиговича Франка, Константина Николаевича Леонтьева и прочих наших национальных гениев гораздо более глубоки и в гораздо большей степени увязываются с событиями наших дней.
Причем увязываются в совершенно определенной направленности. В той самой, которая у разумного человека убивает всякое желание посвящать свои силы митингам и прочим «общенародным» протестам под руководством ведущих Дома-2.

Описать это в лаконичной и в то же время убедительной форме довольно таки проблематично.
Самое подходящее, что приходит в голову – это банальное: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее».
Но именно эта банальность и ее смысл во всей своей полноте раскрываются перед всяким добросовестным исследователем нашего исторического наследия.

Россия – страна с поистине великой историей. Великой и в своих трагедиях, в своем драматизме.
Обладать таким богатейшим опытом, в том числе опытом социальных перемен и катастроф, и не использовать этот опыт – совершенно непростительно для нынешних поколений.

Каждый из нас, кто интересуется политикой и пытается занимать активную гражданскую позицию, просто обязан читать этих авторов и изучать отечественную социально-политическую традицию.
Ведь всё, что мы переживаем сегодня, уже было у нас. Мы_через_это_уже_проходили.
И потому, когда читаешь наших мыслителей-государственников, помимо искреннего восхищения масштабами и глубиной их мышления, диву даешься, насколько всё повторяется в русской истории и насколько однотипные ошибки склонно совершать российское общество.

Со своей стороны, постараюсь открыть в сообществе рубрику «Уроки истории», в которой в форме небольших конспектов будут излагаться мысли тех или иных авторов, поразительно актуальные и для наших смутных времен. Кстати, приглашаю всех желающих присоединиться к этому начинанию!

Убежден, что главной задачей для современного русского общества и главным условием для его полноценного возрождения является самая широкая и открытая дискуссия о путях развития нашей Родины.
А чтобы эта дискуссия была полноценной и по настоящему плодотворной, нам необходимо познать самих себя, познать свою историю и усвоить ее смыслы.

P.S.
В качестве обязательного чтива, прямо таки настольной книги для каждого, кто интересуется политикой и около, всячески рекомендую небольшую по объему, но весьма значительную по содержанию книгу Семена Франка «Крушение кумиров», написанную им в 1922 году в качестве попытки осмысления того глубокого идейного и нравственного переворота, который произошел в умах и душах российского общества под влиянием глобальных социальных потрясений начала прошлого столетия .