https://www.funkybird.ru/policymaker

Правительство уходит в тень

Когда объявили состав нового правительства, я поймал себя на мысли, что мне это любопытно, но не более того. Сенсации не вышло, потому что до правительства уже никому нет дела. Мало кто верит в то, что от него что-то зависит в современной России. Общий настрой сводится к знакомому со школьных лет: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

Подсознательно люди чувствуют, что судьба России определяется сегодня теми глубинными политическими течениями, повлиять на которые правительство, да и власть в целом, в любом его составе уже не состоянии. Эта тема актуальна для узкого круга «допущенных к столу» чиновников, олигархов, лоббистов, политтехнологов и их многочисленной клиентелы, но не для широких слоев общества, для которых Дворкович, если чем и отличается от Суркова, то лишь конституцией.

Обсуждать персоналии, с моей точки зрения, бесполезно. Есть смысл обсуждать общую ситуацию. Мы имеем дело с «нисходящим» правительством, с правительством, роль которого будет неуклонно снижаться — причем, в обозримой перспективе. При этом не будет происходить ожидаемого многими компенсаторного усиления какого-то другого органа, например, Администрации Президента. Авторитет правительства будет падать одновременно с падением авторитета всех других властных институтов. Это будет системный кризис, и
если что-то и будет усиливаться, то только всеобщий хаос и энтропия.

Это правительство является теневым, в том смысле, что оно обречено пребывать в тени Администрации Президента, куда перетечет значительная часть близкой к Путину чиновничьей камарильи, и где будут активно формироваться параллельные органы власти. Однако возвращения к временам Фрадкова или Зубкова не произойдет. Будет гораздо хуже. Потому что амбиции не позволят этому правительству смириться со своей технической ролью, оно будет постоянно «петушиться», нагнетать атмосферу, демонстрировать то, чем на самом деле не является. То есть бардак только возрастет.

Но и это еще не все. У этого правительства, скорее всего, появится еще один дублер, помимо президентской администрации, — настоящее «теневое правительство» (не путать с «открытым правительством», которое является не более чем обновленной версией исчерпавшей и дискредитировавшей себя Общественной палаты). Не исключено, что рядом с Путиным и Медведевым появится этакий «коллективный Распутин» — неформальный штаб формально отставленных членов «кооператива Озеро», который представит свою собственную «программу развития России до 2020 года».

Ждать осталось недолго, но что-то подсказывает мне, что многие ключевые игроки команды Путина найдут себе место за рамками Администрации Президента, окончательно превратившись в «сетевое силовое сообщество». «Политические тяжеловесы» оставят должности советников и помощников многочисленным второстепенным «бывшим членам бывшего правительства», чтобы те смогли продолжить выяснять отношения со своими преемниками, а сами потянутся ближе к «финансовым сосцам».

Дистанцирование «друзей Путина» от власти было рискованным в 2008 году, потому что наверху пирамиды власти находился все же не сам Путин. Медведева надо было окружить «санитарным кордоном» соглядатаев. Теперь в этом нет необходимости, Путин, находясь наверху, может единолично контролировать ситуацию и прикрывать своих людей. Поэтому они могут позволить себе отойти в тень, ничем особенно не рискуя. Более того, с моей точки зрения, будет большой глупостью с их стороны, если они этого не сделают и продолжат мозолить раздраженным людям глаза. Им теперь не нужны, по большому счету, громкие должности и тяжелые портфели. Путин — это их гарант, и вполне достаточно иметь к нему постоянный неформальный доступ.

Таким образом, в теории
мы можем очень скоро получить три организационно оформленных центра силы вместо двух: президентскую администрацию, собственно правительство и теневой кабинет.

И каждый из них будет тянуть одеяло власти на себя. Тендем, который иногда критиковали как неэффективную форму управления, покажется раем. В этом новом властном треугольнике сам черт ногу сломит, а процесс принятия решений будет замутнен настолько, что их перестанут принимать вовсе.

Комбинация «Путин наверху — Медведев снизу» окажется, в конечном счете, еще более неработоспособной, чем первоначальная «Медведев наверху — Путин снизу». Нынешняя ситуация является высшей и последней стадией развития тандема, стадией, на которой неизбежно его загнивание. Это закончится либо распадом тандема, либо революцией, либо и тем, и другим одновременно.

Всякое усложнение схемы управления в сегодняшних условиях — это огромный риск. Политическая конструкция выстроена ныне на хрупкой личной договоренности двух людей, которые разыгрывают спектакль о небывалой мужской дружбе в политике. Боюсь, что, рано или поздно, придет кризис, и природа возьмет свое.