https://www.funkybird.ru/policymaker

В Египте подсчитывают голоса избирателей

Египет еще на шаг приблизился к определению своего будущего и построению «второй республики» – там завершились первые после «революции 25 января» президентские выборы. В четверг после 21:00 по местному времени (23:00 по Москве) официально закончилось голосование, и на избирательных участках начался подсчет голосов.

В целом египтяне проявили сознательность. По предварительной информации, явка составила около 50 процентов, однако эти данные будут скорректированы с учетом роста активности граждан в вечерние часы, тем более, что некоторые участки все еще продолжают работу «до последнего избирателя».

По оценке главы Высшей избирательной комиссии Фарука Султана, второй и последний день выборов прошел организованно, в спокойной атмосфере. «Было зафиксировано гораздо меньше нарушений, допущенных кандидатами и их сторонниками, чем в первый день», — отметил он. Однако и во второй день выборов поступала информация о том, что «Братья-мусульмане» активно скупали голоса избирателей за деньги и продуктовые наборы. В отличие от первого дня голосования, цена одного голоса сократилась вдвое и начиналась от 100 египетских фунтов (около 17 долларов). Были отмечены случаи прекращения работы на участках на время молитвы, что не предусмотрено законодательством, передает ИТАР-ТАСС. Кроме того, в нарушение закона о выборах еще до окончания голосования в СМИ публиковали данные эксит-поллов.

В ходе второго дня голосования не обходилось и без курьезных инцидентов. Так, некоторые египтяне упорно отказываются верить, что Хосни Мубарака больше нет в списках кандидатов, где он неизменно присутствовал в течение 30 лет. Житель одного из столичных районов был искренне удивлен, не обнаружив имя свергнутого более года назад египетского лидера, и отказался голосовать. Другой избиратель публично объявил, что поддержит только Мубарака, и эти случаи не были единичными.

Самому же Хосни Мубараку принять участие в выборах не позволил недавно принятый парламентом исламистского большинства закон о «политической изоляции» крупных функционеров бывшего режима.

Несмотря на предупреждение избиркома о том, что во избежание голосования по поддельным документам избирательниц в никабах (черных вуалях) заставят приоткрывать лица перед представительницами избирательных комиссий, в ряде округов это вызвало переполох. Так, на юге Египта — в Асуане – отмечалось массовое возмущение местных жителей требованием судьи к одной из избирательниц показать свое лицо перед голосованием. Аналогичный инцидент произошел в провинции Кена, где 15 избирательницам, отказавшимся приоткрыть никабы перед женщиной-наблюдателем, вообще запретили голосовать.

В городе Махаллят-эль-Кубра, насположенном неподалеку от Каира, выборы президента страны едва не обернулись семейной драмой: муж пригрозил жене разводом, если она не проголосует за Ахмеда Шафика, хотя супруга хотела отдать свой голос за Хамдина Саббахи. А к северу от столицы — в Исмаилии — были распространены поддельные заявления избиркома об исключении двух кандидатов — Амра Мусы и Абдель Монейма Абу аль-Футуха. Высшей избирательной комиссии пришлось опровергать эту информацию.

Предварительные итоги выборов президента Египта должны быть обнародованы до 28 мая. В случае, если никто из кандидатов не наберет более 50 процентов голосов, то 16-17 июня этого года в Египте пройдет второй тур. В фаворитах президентской гонки числятся пять кандидатов — выдвиженец от «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси, умеренный исламист Абдель Монейм Абу аль-Футух, либералы и представители эпохи правления Мубарака Амр Муса и кадровый военный Ахмед Шафик, а также оппозиционер, социалист-насерист Хамдин Саббахи.

Даже если исламисты и преуспели в своих попытках купить голоса избирателей, шансы Мохаммеда Мурси на победу наблюдатели оценивают не слишком высоко, а у Абу аль-Футуха, в свое время изгнанного из рядов мусульманского братства за своеволие, они значительно выше. Возможно, именно он и Амр Муса выйдут во второй тур, хотя последний уверен в своей победе «почти на 100 процентов» уже сейчас.