https://www.funkybird.ru/policymaker

Российский ТЭК снова у Сечина

Владимир Путин ввел дополнительные условия приватизации компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Своим указом он закрепил за «Роснефтегазом» приоритетное право участия в приватизации крупнейших компаний отрасли на срок до 2015 г. Крайне важным является использование в указе аббревиатуры ТЭК, которая охватывает не только нефте- и газодобывающие компании, но и инфраструктурные и электроэнергетические предприятия. Единственным условием реализации приоритета «Роснефтегаза» в приватизационных сделках является финансирование покупок за счет дивидендов, выплаченных по ценным бумагам, составляющим финансовые вложения холдинга (только за 2011 год это около 50 млрд рублей).

Подобная роль является историческим предназначением «Роснефтегаза», который был создан в 2004 г. для приватизации «Роснефти». Теперь холдингу предстоит обеспечить контроль над ключевыми активами в ТЭК под руководством Игоря Сечина.

Большинство воспринимает приватизацию как передачу государственного имущества в частные руки. Однако с юридической точки зрения приватизацией является и переход активов из прямого государственного владения в косвенное – на баланс специально созданного акционерного общества со 100-процентным контролем правительства. По такой схеме, в частности, был приватизирован пакет столичной мэрии в «Банке Москвы» – акции кредитной организации перед продажей внесли в уставный капитал «Центральной топливной компании». И именно такой вариант предложен для государственных активов в ТЭКе – они достанутся «Роснефтегазу».

Емкое понятие «крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса» позволяет достаточно свободно трактовать, что конкретно является объектом нового указа Путина. Теоретически речь может идти даже о блокирующем пакете акций «Территориальной генерирующей компании No.5», подконтрольной Виктору Вексельбергу. Но в первую очередь указ президента, конечно, касается «Зарубежнефти» и «Транснефти», в которых государство владеет 100% обыкновенных акций.

Ранее Сечин предлагал перед приватизацией объединить «Зарубежнефть» и «Транснефть». В случае продажи компаний «Роснефтегазу» он сможет курировать процесс слияния в рамках совета директоров холдинга (в который он входит). Так же, как и запланированный процесс объединения «Федеральной сетевой компании» и «Холдинга МРСК». Путину требуется лишь исключить перечисленные компании из списка стратегических предприятий.

Одно из главных предназначений приватизации – служить дополнительным источником доходов бюджета. Но продав «Роснефтегазу» акции «Зарубежнефти» и «Транснефти», правительство дополнительной выгоды не получает. Деньги можно мобилизовать в бюджет через выплату дивидендов холдинга. Известно, однако, что холдинг выплачивал их лишь однажды, по итогам 2007 г. Таким образом, средств на приобретение двух государственных компаний у «Роснефтагаза» достаточно – но это будет лишь формальным перекладыванием денег из одного государственного кармана в другой.

Не стоит ожидать, что акции приватизируемых предприятий попадут на биржу напрямую, минуя «Роснефтегаз». Они, конечно, могут быть выведены на рынок позже, тем более, что вторая часть указа предписывает правительству разработать график продажи активов холдинга. Однако точные сроки реальной приватизации зависят от многих условий. Скорее всего, в ближайшие годы группу предприятий под условным названием «государственный ТЭК» продолжит курировать человек, который уже давно определял отраслевую политику.