https://www.funkybird.ru/policymaker

Аль-Каида: Сирия — это лаборатория

Сотни иностранных боевиков-исламистов проникли за последнее время на территорию Сирии, это признают даже наблюдатели ООН.

Сотни иностранных боевиков наводнили в последнее время Сирию, что заставляет опасаться утверждения в стране «Аль-Каиды» в случае падения режима Башара Асада. Об этом пишет из Сирии корреспондент французской Le Figaro Жорж Мальбрюно, сообщает inopressa.ru.

По данным издания, уже около сотни ливанских салафитов и порядка 300-400 добровольцев-несирийцев внедрились в Сирию для борьбы со сторонниками Башара Асада. Пока они составляют меньшинство повстанцев, но в последние месяцы их доля постоянно растет.

Бывшие участники войны против Каддафи в Ливии при поддержке Катара составляют один из наиболее многочисленных контингентов наряду с ливанцами, саудовцами, иракцами, кувейтцами, несколькими алжирцами и даже тремя пакистанцами, сообщает корреспондент Le Figaro. Эти иностранные боевики обычно не смешиваются с сирийскими оппозиционерами из Свободной сирийской армии (ССА).

Иностранные боевики убеждены, что расхождения с ССА носят идеологический характер. «Джихадисты считают членов ССА безбожниками, выступающими против проекта создания халифата, — приводит издание слова шейха Гиа. — Нам с ССА договориться невозможно, в конечном итоге либо мы, либо они. Но мы должны сохранять терпение: Сирия — это лаборатория. С наступлением хаоса власть и ССА будут ослабевать, и тогда люди встанут на сторону джихадистов». Впрочем, многие считают такой сценарий неосуществимым, так как в Сирии, где различные общины всегда жили рядом, нет ни одного полностью суннитского региона, способного дать им убежище.

Тем не менее исламисты пытаются разжечь священную войну. Для них не может быть и речи о соблюдении плана Аннана, отмечает корреспондент Le Figaro. Напротив, своими атаками они хотят показать уставшему от бессилия международного сообщества населению, что они — самые заклятые враги режима. Подрывая начиненные взрывчаткой автомобили, они увеличивают приток новобранцев из-за рубежа и гарантируют поступление новых средств, подчеркивает корреспондент Жорж Мальбрюно.

Уже существует налаженная сеть финансирования сирийского джихада, центром которой является ливанский город Триполи. Сеть существует благодаря благотворительным ассоциациям стран Персидского залива, в частности, Charity Eid, контролируемой саудовцем Сафром аль-Хауали, кувейтцем Валидом Табатабаем и катарцем Абделем Рахманом Нуайми. Недостатка в деньгах нет. «Если ты совершаешь теракт-самоубийство в Сирии, тебе хорошо заплатят, в противном случае джихадист получает всего $200 в месяц. Поэтому кое-кто совершает налеты на дома алавитов», — рассказывает шейх Гиа. Иногда деньги сирийским салафитам передают непосредственно в Триполи ливанские посланники из стран Персидского залива, иногда логистику обеспечивают местные посредники.

Сама сирийская оппозиция пока отрицает любые связи с иностранными наемниками, вредящими образу революции, отмечает издание. Но недавнее убийство двух ливанских деятелей «священной войны» нарушило этот закон молчания. Хотя Абдель Гани Джавар и Валид Бустани — далеко не единственные иностранные «мученики» антиасадовской революции. По данным издания, недавно в Сирии было убито еще около дюжины иностранцев, в том числе трое тунисцев, двое иорданцев и двое египтян, а также один француз, один бельгиец и один британец.

«Обеспокоенные этими тенденциями, некоторые страны-союзники оппозиции начинают соизмерять джихадистский риск. Американские официальные лица уже несколько месяцев предупреждают об опасности появления «джихадистской оси», связывающей Триполи с иракским регионом Аль-Анбар и проходящей через Сирию», — констатирует корреспондент Le Figaro. «Революция принимает дурной оборот, — признает работающий в Дамаске западный дипломат. — Мы не можем делать вид, что этого не знаем. Сначала было заявление аз-Завахири (главаря «Аль-Каиды». – KM.RU), призывающее джихадистов ехать в Сирию. Затем — главы американской разведки Джеймса Клэппера, приписавшего «Аль-Каиде» большинство терактов, совершенных в Сирии, начиная с декабря». Теперь уже и генсек ООН Пан Ги Мун убежден, что «Аль-Каида» стоит за наиболее изощренными и смертоносными акциями сирийского восстания, пишет газета.

Присутствующие в Сирии наблюдатели ООН также признали наличие в этой стране террористических групп, которые мешают процессу мирного урегулирования между правительством и оппозицией, передает агентство «Синьхуа» со ссылкой на заместителя генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Эдве Ладсу. «Мы знаем, что есть третья сторона (конфликта), террористические группы, которые пытаются извлечь пользу для себя… но мы вынуждены отметить это как явление внутри Сирии, между сирийцами», — сказал вчера Ладсу на пресс-конференции в Дамаске. Заместитель генерального секретаря ООН сообщил, что в настоящее время в Сирии находятся 270 наблюдателей, которые работают в шести городах страны, а вскоре наблюдатели прибудут еще в четыре сирийских города. Напомним, что в соответствии с резолюцией 2043 Совета безопасности ООН, проект которой был предложен РФ, миссия военных наблюдателей в составе 300 человек учреждена в Сирии на три месяца с целью контроля соблюдения перемирия всеми сторонами конфликта.

Москва сегодня также выразила беспокойство эскалацией террористов в стране. Сирийская оппозиция должна выполнять условия прекращения огня и план Кофи Аннана, однако она грубо нарушает решения СБ ООН, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на совместной пресс-конференции со своим коллегой из Шри-Ланки. «Цель для меня очевидна — срыв мирного плана Кофи Аннана, это происходит грубое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН, в которой этот план был целиком и полностью одобрен и в которой содержится призыв не только к правительству, но и к оппозиции прекратить насилие», — сказал Лавров. Министр добавил, что «попытки подстрекать к продолжению вооруженного конфликта являются нарушением резолюции СБ ООН, и все те, кто этим занимается, должны честно сказать, чего они хотят». Окончание фразы, согласитесь, отдает явной наивностью — как будто «чистосердечное» признание «Аль-Каидой» в том, что джихадисты ставит своей целью утверждение в мире нового халифата, может как-то помочь погасить пламя сирийской внутриусобицы.

Глава российского МИД выразил также опасение, что сирийский конфликт может распространиться на территорию Ливана, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в среду. Недавно в северной части Ливана, в частности, в Триполи, произошли столкновения между суннитским населением, которое поддерживает восстание в Сирии, и алавитами (ответвление шиитского ислама), которые поддерживают президента Сирии Башара Асада, сообщает РИА «Новости». Вооруженные столкновения между сторонниками и противниками режима сирийского режима произошли также в столице Ливана Бейруте. Сунниты обвиняют ливанских военных в том, что они действуют по приказам из Дамаска. Сирия же утверждает, что ряд приграничных с ней районов Ливана превратились в «прибежище террористов». Кроме того, накануне в сирийском городе Алеппо были похищены паломники из Ливана.

«Теперь есть реальная угроза того, что конфликт переливается в Ливан, где с учетом истории, этнического и религиозного состава населения этой страны и принципов, на которых строится ливанское государство, дело может кончиться очень плохо», — сказал Лавров. По его словам, «особо прискорбно, что начинают обнажаться и искусственно обостряться противоречия между шиитами и суннитами». «Это опаснейшее развитие события, которого необходимо избежать любой ценой. Надеюсь, что все ответственные члены мирового сообщества и, прежде всего, исламские страны, а также западные страны сделают правильные выводы и смогу вовремя остановиться», — добавил Лавров.

Тем не менее Москва надеется, что за время действия в Сирии миссии военных наблюдателей ООН в стране будут созданы необходимые условия для начала диалога всех политических сил, который положил бы конец длящемуся уже больше года конфликту, заявил сегодня замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов в интервью журналу «VIP-Premier». «Мы рассчитываем, — приводит его слова РИА «Новости», — что за эти три месяца будут созданы необходимые условия для запуска в Сирии всеохватного диалога на самой широкой политической основе с целью нормализации обстановки и решения назревших вопросов национальной повестки дня в соответствии со свободным выбором самих граждан этой страны».