https://www.funkybird.ru/policymaker

«La Tribune»: обманчивое обновление российского правительства

В понедельник, после нескольких недель тайных переговоров в России, наконец, объявили новый состав правительства. Старые тяжеловесы последуют за Владимиром Путиным в Кремль, где формируется нечто вроде параллельного правительства.

Кремль делает особый упор на тот факт, что три четверти министерских кресел заняли новые лица. Тем не менее, если внимательно присмотреться к новому кабинету Дмитрия Медведева, неизбежно возникает ощущение преемственности. На самой вершине правительственной структуры, которую представляют семь вице-премьеров, появился лишь один новый человек. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, который, по слухам, является близким соратником как Путина, так и Медведева, сохранил за собой свою должность. Бывший экономический советник президента Аркадий Дворкович последовал за своим шефом в правительство, где ему поручено курировать «экономический блок», то есть министерства экономики, финансов и энергетики. Этот 40-летний экономист пользуется репутацией либерального политика.

Ольга Голодец — новое лицо и единственная женщина

Все остальные вице-премьеры так и остались в своих креслах. Владислав Сурков, которого называют идеологом режима, сегодня занимается инновациями. Дмитрию Рогозину поручена огромная программа модернизации вооруженных сил, которая включает в себя военные заказы за границей. Александр Хлопонин курирует взрывоопасный Северный Кавказ и строительство новых горнолыжных курортов, которые так интересуют Caisse des Dépôts. Близкий сторонник Владимира Путина Дмитрий Козак, в свою очередь, попытается должным образом обеспечить организацию Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Единственное новое лицо и единственная достигшая этого уровня женщина — это Ольга Голодец, которая считается соратницей боровшегося с Путиным на президентских выборах миллиардера Михаила Прохорова.

Ограничение расходов некоторых министерств

На более низком уровне, то есть среди простых министров, в «экономическом блоке» наблюдаются некоторые изменения. Антон Силуанов сохранил за собой пост министра финансов, который он занимает с тех пор, как Алексей Кудрин в сентябре 2011 года громко хлопнул дверью в результате разногласий с Дмитрием Медведевым. Силуанов (раньше он был заместителем Кудрина) намеревается продолжить осторожную налоговую политику, то есть серьезно ограничить расходы других министерств и направить нефтяные доходы в два резервных фонда, которые служат «подушкой безопасности» для бюджета на случай возможного падения курса черного золота.

Эльвира Набиуллина оставила кресло министра экономического развития (по слухам, она просто устала), в котором сейчас оказался ее заместитель Андрей Белоусов. Белоусов — это сторонник крупных государственных инвестиций в экономику, что, согласитесь, звучит не слишком либерально. Кроме того, он заявляет экспертам, что контроль Кремля над экономикой будет становится все крепче, несмотря на все слова о приватизациях. Денис Мантуров сохранил за собой должность министра промышленности и торговли, тогда как пост министра природных ресурсов и экологии (он играет ключевую роль для иностранных нефтяных компаний в России) достался Сергею Донскому, заместителю бывшего министра Юрия Трутнева. Сергей Лавров в свою очередь остается бессменным министром иностранных дел с 2004 года.

Верность прежде всего

Самым ожидаемым решением стал уход первого вице-премьера Игоря Сечина, который курировал стратегические вопросы, но неважно ладил с Дмитрием Медведевым. Тем не менее, этот человек из круга приближенных Владимира Путина, по всей видимости, сохранит или даже расширит свое влияние. Дело в том, что Владимир Путин, который прежде всего ценит в людях верность, предоставит части уходящих министров места во всемогущей президентской администрации. Она представляет собой нечто вроде параллельного правительства, которое принимает решения в тени, но в то же время перекладывает на кабинет Дмитрия Медведева всю ответсвенность за возможные провалы.