https://www.funkybird.ru/policymaker

Главный соперник Путина

Три месяца до президентских выборов могут изменить расклад политических сил

Россия гадает, насколько скандальной получится политическая драка на президентских выборах. В том, что драка будет, никто не сомневается. Но «Свободная пресса», проанализировав ситуацию, пришла к парадоксальному выводу. В марте Путин, весьма вероятно, победит в первом туре, причем без шума и пыли.

Думается, в Кремле тоже это просчитали. Отсюда уверенность Владимира Владимировича на «прямой линии», издевательские реплики про «бандерлогов» и белые ленты-презервативы.

Они просчитали — и вот почему. Все политические партии будут уделять президентским выборам куда меньше внимания, чем парламентским. На выборах 4 декабря в каждом регионе были спонсоры, которые зависели от мест в Госдуме, и каждый набранный партией процент сулил определенное число мандатов. За эти проценты и мандаты шла жестокая борьба, подогретая деньгами спонсоров.

А в марте в бой пойдут одни лидеры партий. Это значит, наберет Жириновский 7% голосов или 8% — особой роли для него не играет. Всем и так понятно, что Зюганов будет на втором месте, а с каким результатом — не так уж важно.

В такой ситуации партии вряд ли станут тратить огромные деньги на наблюдателей. На прошедших выборах, помимо активистов, на участках было огромное количество наемных наблюдателей. Кого-то из них рекрутировали по институтам, кого-то искали по знакомым. Да, они были не слишком эффективны. Но часто одно присутствие наблюдателя играло роль, останавливало фальсификации.

В марте ничего этого не будет. Закрывать участки в большинстве регионов будут партийными активистами, а ими много не закроешь. Дырок будет больше, и возможностей для манипуляций — тоже больше. У Кремля появится возможность широкого маневра для приписывания голосов.

Кроме того, Кремль попробует разыграть партию с Прохоровым. Что хотели сделать с «Правым делом», сейчас сделают по персоналиям. Будет некий диалог между Путиным и Прохоровым, в ходе которого Владимир Владимирович будет решать несколько задач:

— покажет, что разговаривает с оппозицией (недаром Прохоров заявил, что в случае победы освободит Ходорковского);

— поднимет нужного конкурента, за которого спокоен — тот никуда не дернется;

— сделает подстраховку — в случае непрохождения в первом туре, Прохоров может отдать голоса за него.

При любом раскладе, Владимир Владимирович наберет свои 30% — за счет медвежьих углов и немолодых женщин (среди которых он пользуется, согласно опросам, успехом). Остальные проценты могут дорисовать «волшебники», которые уже научились. Партии же закроют глаза на приписки — они свои мандаты уже получили, а большего нынешней оппозиции и не надо.

Мы попросили прокомментировать эту версию политолога Дмитрия Орешкина.

«СП»: — Дмитрий Борисович, вы согласны с описанным сценарием?

— Я бы со многим согласился. Добавил бы только, что 4 декабря в 27 субъектах федерации проходили еще и выборы в региональные парламенты. Это тоже поддавало заинтересованности региональным элитам в этих выборах.

Согласен, партии не будут рвать себе пупки, выставляя большое количество наблюдателей. Но Путин такой человек, что любит тройную гарантию. Поэтому, на мой взгляд, Прохоров нужен только для второго тура. В первом Путин может не набрать 50%, особенно если подтасовки будут ограничены наблюдателями.

«СП»: — В чем опасность для первого тура?

— В отличие от думских выборов, для негативно мыслящих людей на выборах президентских рационально использовать стратегию «нах-нах» (прийти на избирательный участок, заполнить все клетки, то есть сделать бюллетень недействительным, и либо опустить в урну, либо унести с собой; в результате, вашим голосом никто не может воспользоваться, и вы снижаете процент всем кандидатам, фактически воскрешая вариант голосования «Против всех», — «СП»).

«СП»: — Почему это рационально в случае именно президентских выборов?

— В думской кампании стратегия «нах-нах» бессмысленна, поскольку мандаты делятся среди тех, кто преодолел 7-процентный барьер. Соответственно, минимум половина голосов «нах-нах» уходит к «Единой России».

Если же речь о президентских выборах, голоса «нах-нах» распределяются поровну между всеми (снижают процент всем кандидатам, — «СП»). Если «нах-нах» набирает 5% голосов, он эти проценты у кандидатов отбирает, причем пропорционально голосам, которые эти кандидаты набрали. Это значит, значительную часть голосов «нах-нах» отбирает у Владимира Путина.

А для Путина 5% — это важно. Это означает, что у него может быть, допустим, 52% голосов без «нах-нах», или 47% с «нах-нах». Последний вариант автоматически запускает второй тур.

«СП»: — Вы думаете, многие воспользуются этой стратегией?

— Ребята, которые организовывали «нах-нах», поддаются больше эмоциям, чем рассудку. Они спалили эту идею на думских выборах, когда она была контрпродуктивной. А сейчас «нах-нах» уже не пойдет — у граждан сформировалось к ней негативное отношение, поскольку она показала себя глупой.

Но в чем предусмотрительность Путина? Прохоров нужен, чтобы люди, которые проголосовали бы по стратегии «нах-нах» в первом туре, проголосовали на деле за бизнесмена и представителя «правых». Потому что с Прохоровым во втором туре (что, конечно, скандал, сильнейший репутационный ущерб для Путина) можно договориться. А вот с «нах-нах» договориться не получится. Эти голоса нельзя уговорить или купить, они — стихийный глас народа.

Поэтому лучше, по мнению Кремля, чтобы этот глас в первом туре проголосовал за Прохорова. Потому что во втором Михаил Прохоров по-любому призовет своих избирателей поддержать Путина. Ради стабильности, ради того, чтобы не вернуться в коммунистическое прошлое, — господин Прохоров найдет нужные аргументы… Плюс, конечно, Жириновский во втором туре отдаст голоса Путину, сколько бы он их не получил.

«СП»: — Получается, все достаточно хорошо просчитано, и если по уму — Путин спокойно проходит?

— Да. Проходит если не в первом туре, то во втором, со скрипом — точно. Разыгрывается ситуация президентских выборов-1996, когда во втором туре к Борису Ельцину автоматически отходили голоса и антикоммуниста Лебедя, и антикоммуниста Жириновского, и антикоммуниста Явлинского. В результате, Ельцин победил.

В марте этот сценарий может повториться. На втором месте окажется Зюганов, против него Жириновский, против них — Прохоров. Ну и, конечно, Миронов. Со всеми этими игроками можно договориться. И только глупая свинья «нах-нах» может испортить этот праздник.

Но в этой ситуации есть фундаментальная проблема. Она связана с иррациональностью. Мы в социологии предсказываем, исходя из того, что так было всегда, что люди так всегда поступали. Но иногда все меняется. Возможно, сегодня людям так надоел Путин, что вдруг аполитичный класс придет и проголосует. За «нах-нах» или еще кого-то. Рационально этот фактор объяснить трудно, но, на мой взгляд, он может сыграть в нынешнем марте.

Растущее раздражение персонально Путиным, особенно в крупных городах, может порушить логически выверенную версию «Свободной прессы». Я не хочу сказать, что так будет — ни в коем случае. Просто есть некоторая, не формализуемая в цифрах вероятность, что все будет вообще по-другому.

«СП»: — От чего зависит это другое?

— Мы не знаем, как пройдут три месяца, оставшиеся до президентских выборов. Не знаем, как люди переварят скандал, который случился 4 декабря. Не знаем, как они будут после этого действовать. На наших глазах возникает ситуация нового качества, и ее финал остается открытым…