https://www.funkybird.ru/policymaker

Опереться на Запад, идти на Восток

Самым заметным изменением в структуре Правительства, на мой взгляд, стало учреждение самостоятельного министерства по развитию Дальнего Востока.

О необходимости ускоренного освоения дальневосточных территорий в последние два века не писал, наверное, только ленивый. Помимо геополитической важности развития самого удаленного российского региона для противостояния возможной внешней экспансии, можно выделить и ряд чисто экономических мотивов расширения российского присутствия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая и Северную Америку) производится большая часть мирового ВВП. Здесь расположены крупнейшие экономики мира, включая США, Китай и Японию. В перспективе здесь будет пять крупнейших экономик мира, включая Индию и Россию. Здесь же располагается 10 из 20 стран «большой двадцатки».

Если Россия упустит возможности выхода на азиатские рынки, то обречет себя на постепенное медленное превращение в периферию мировой экономики (вместе, кстати, со старой Европой). В условиях не имеющего тенденции к завершению экономического кризиса в Европе, ориентация на быстрорастущие азиатские рынки может сделать Дальний Восток не депрессивным дотационным регионом, как сейчас, а локомотивом экономического роста всей России. При этом специализация промышленности региона достаточно очевидна: это крупные энергетические проекты по добыче нефти, газа, угля, проекты в области нефтегазопереработки с целью выхода на растущие рынки нефтепродуктов. Очевидны также уникальные перспективы региона в области биотехнологий, в том числе в области получения моторных топлив из возобновляемого сырья, высокотехнологичных пищевых продуктов. Совершенно уникален потенциал региона как транспортного коридора между Европой и Азией.

Вообще развитие транспортных коммуникаций между Центральной Россией и Дальним Востоком становится первоочередной задачей: необходимо обеспечить возможность сбыта российской промышленной продукции на азиатских рынках и азиатской продукции на европейских рынках. Создание транспортной инфраструктуры должно осуществляться на самом высоком технологическом уровне, чтобы транспортные издержки не оказывали критического негативного воздействия на конкурентоспособность продукции. Это даст толчок развитию транспортного машиностроения как базовой отрасли для «новой индустриализации» и других сопутствующих отраслей.

Освоение огромных пространств и их индустриализация потребует огромных капиталовложений. И Дальний Восток по сравнению с другими российскими регионами в перспективе может иметь важное конкурентное преимущество при привлечении инвестиций, поскольку будет непосредственно приближен к региону, который с высокой вероятностью станет центром «большой игры» в ближайшие десятилетия.

Скорее всего, в первой половине ХXI века нам предстоит стать свидетелями глобальной борьбы за лидерство в мире между США и Китаем, при этом доминирующей стратегией США, возможно, будет отсечение КНР от поставщиков природных ресурсов. В этой ситуации Россия, как мощный в военном отношении и относительно устойчивый к внешнему давлению региональный игрок, может успешно сыграть роль небезызвестного теленка: играть на противоречиях США и Китая в регионе, использовать ресурсы Китая для развития сырьевой базы и добывающей промышленности Дальнего Востока, и ресурсы США для обустройства Южной Сибири в целях защиты от китайской экономической экспансии.

Так что предложенная политологом В. А. Никоновым геополитическая формула: «Опереться на Запад, стабилизировать Юг, идти на Восток» — мне кажется, вполне заслуживает внимания и может обсуждаться как возможная основа геополитического позиционирования России в первой половине XXI века.

Ну и последнее… «Либеральная общественность» в ныне уже подзабытом докладе «Обретение будущего. Стратегия-2012» прямо предупреждала о необходимости отказа от такого «традиционного дефекта региональной политики» как «сдвиг производительных сил на восток»… Чем не аргумент в пользу оного?