https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия в 2012 году может обогнать всех

Наверное, не это хотел сказать автор довольно скучной и предсказуемой статьи в Economist, когда расхваливал экономические успехи Польши (Economist когда-нибудь удерживался от того, чтобы назвать Польшу «звездной» экономикой?). Но именно это он и сказал:

В экономике поляки и немцы ладят как никогда прежде. Германия выигрывает от низких издержек производства прямо у себя на пороге. Польше выгодны немецкий спрос и инвестиции. У нее — самые быстрые темпы роста из числа стран-членов ЕС. В текущем году ВВП Польши должен увеличиться как минимум на 2,7%.

Но даже в Польше рост замедляется. Кризис евро нанес удар по экспорту, две трети которого идет в еврозону. Ослабление евро тоже не на пользу. Уровень безработицы в Польше составляет около 13%, и это рекордный показатель за последние пять лет. В апреле упал индекс покупательной способности. Однако поляки продолжают тратить деньги, ни в чем себя не ограничивая. Инфляция в апреле составила 4%, что выше верхней планки центробанка в 3,5%. В ответ центробанк повысил свои процентные ставки до 4,75%, хотя на протяжении десяти месяцев держал их на уровне 4,5%. Иностранные инвесторы сохраняют свой интерес к Польше. Она (как и Чехия) платит меньше за десятилетние государственные облигации, чем Италия и Испания. Министр финансов Яцек Ростовский (Jacek Rostowski) надеется в этом году сократить бюджетный дефицит до 2,9% ВВП. А государственный долг может уменьшиться до 55% ВВП.

Но в отличие от «звезды» Евросоюза, Россия будет развиваться быстрее (там темпы экономического роста составят 3,4% по оценке министерства финансов, и 4% по оценке МВФ). Там гораздо ниже безработица (6,6% за 2011 год и 6,5% за 1-й квартал 2012 года). Там намного меньше дефицит бюджета (минимум — 0,1%, максимум — 1,5%), и существенно ниже общий уровень государственной задолженности (около 7-8%). Безусловно, есть много областей, в которых Польша опережает Россию по показателям. Прежде всего, это инфляция. Это может показаться спорным утверждением, но, обладая гораздо более сбалансированной экономической моделью, Польша сумеет искусно преодолеть ударную волну медленного долгового кризиса, который в настоящее время подтачивает и разъедает фундамент ЕС. А Россия со своей чрезмерной зависимостью от природных ресурсов снова отправится в штопор, как это уже было в 2008-2009 годах.

Однако, как отмечает сам Economist, Польша в настоящее время обладает самой быстрорастущей экономикой в ЕС, а также лучшими экономическими показателями. А спор о том, обгоняет ли Россия по экономическим показателям любую из стран ЕС, удивителен и примечателен сам по себе. Если бы десятилетие тому назад я встал и сказал: «через десять лет Россия будет не только гораздо менее демократической, чем сегодня, но и обгонит любую из стран ЕС по темпам роста», меня бы тут же упекли в психушку. Люди заявили бы, что к тому времени у жестокого самовластия Путина кончится порох в пороховницах, а страны «новой Европы» будут уверенными и стройными колоннами маршировать в светлое экономическое будущее. Ах и ох.

Последнее расхождение в экономических траекториях не является, я повторяю — не является свидетельством образцового экономического управления Кремля. Мне кажется, я довольно последовательно отмечаю, что Россия остается достаточно бедной и плохо развитой страной. Именно поэтому при реализации продуманной политики она с легкостью сможет развиваться с темпами роста в 5-6% на протяжении многих лет. Нет, разница в показателях объясняется почти целиком и полностью невероятно слабыми и катастрофически ужасными показателями ЕС, особенно в тех посткоммунистических странах, которые наиболее сопоставимы с Россией. В Чехии, Румынии и Венгрии снова экономический спад, а в Болгарии в первом квартале 2012 года — стагнация. И темпы роста там составляют всего 0,5%. Согласно имеющимся оценкам, ситуация будет ухудшаться, поскольку снижение деловой активности в регионе началось до того, как проявились последствия последнего цикла кризиса евро. Прогнозы на предстоящие несколько лет — это либо стагнация, либо рост в 1-2%. Для посткоммунистических стран ЕС дальнейший прогноз таков: медленный рост, режим строгой экономии и экономические бедствия на всю обозримую перспективу.

Как должно быть ясно из приведенного выше краткого обзора, все это вместе представляет собой чрезвычайно опасный коктейль. Длительные периоды экономического кризиса и рост безработицы приводят к проявлению худших черт в людях и в политических системах. В таких случаях всегда наблюдается заметный всплеск поддержки экстремистских политических партий во всем регионе, а также быстрый распад политического либерализма в Венгрии. Продолжение экономического кризиса (согласно единодушным прогнозам) еще больше усилит радикальных политиков, у которых уже имеются готовые объяснения всем тем проблемам, с которыми сталкиваются их страны. Это отдаляет их от «серьезных» политиков, продолжающих бессвязно болтать о необходимости «сотрудничества» и «солидарности» с Евросоюзом. На самом деле, если политический истэблишмент стран региона будет и дальше поддерживать экономическую политику, несущую массовые беды и страдания, то он будет все больше сам себя дискредитировать. Слава Богу, происходить это будет не так быстро, как в Греции, поскольку Центральная Европа (опять же, слава Богу) не попала в полосу полномасштабного экономического и социального краха. Но происходить это будет все равно, пока не начнется всеобъемлющий экономический рост.

С точки зрения высокой стратегии, сохраняющийся в ЕС экономический паралич может породить нечто гораздо более опасное, чем простая политическая радикализация. Речь идет об утрате легитимности западной модели в целом. Для таких стран как Венгрия, Болгария и Румыния, вступление в ЕС не должно было превратиться в монашескую жизнь — бедное, аскетичное и трезвое существование — преимущества которого носят по своей природе исключительно нравственный характер. Вступление в Евросоюз должно было оказать очень позитивное и очень конкретное воздействие на основы экономики этих стран. Принятие западных правил игры было не просто правильным решением: это был способ обеспечить стабильное и долгосрочное развитие. Стать больше похожим на Германию, Францию, Голландию или Италию в политическом плане означало, что ты начинаешь больше походить на них и экономически. Эта модель полностью разрушена. Германия устойчиво демонстрирует более высокие показатели по сравнению с большинством посткоммунистических государств, хотя она и без того намного богаче и состоятельнее их. Вместо «конвергенции» с развитым центром возникает реальная опасность того, что некоторые посткоммунистические страны впадут в состояние перманентной экономической отсталости (даже Россия все больше и больше опережает такие страны, как Болгария и Румыния, которые еще в 1998 году были намного богаче ее.

Экономические провалы ЕС могут стать еще более опасным уроком для стремящихся войти в его состав Украины, Молдавии и Сербии, а также для России, которой следует, как минимум, стремиться к некоей форме членства или партнерства с Евросоюзом. В очень недалеком прошлом можно было легко и откровенно говорить о том, что вступление в ЕС — это дело элементарное и самоочевидное. Никаких отрицательных моментов и недостатков в этом не было. Когда твоя страна вступала в ЕС, ты получал свободу передвижения по всей Европе; ты укреплял демократический и либеральный авторитет своей страны; ты получал большую миску средств на «структурную перестройку», из которой можно хлебать как хочешь; а твоя экономика получала мощный стимул для развития. Ну да, приходилось подчиняться надоедливой правовой системе Европейского Союза; но оно того стоило из-за всех преимуществ и выгод, которые ты обретал.

Кто-то может по-прежнему говорить о том, что вступление в ЕС — это дело выгодное, но сегодня это уже не столь очевидно. Самое тревожное заключается в том, что аура компетентности, окружавшая европейские институты, сегодня разбита вдребезги, причем, не исключено, что разбита окончательно и бесповоротно.