https://www.funkybird.ru/policymaker

24 декабря: истина в шуме

19 декабря прошло второе заседание Оргкомитета митинга за честные выборы 24 декабря на проспекте Академика Сахарова. Первоначально оно должно было пройти 16 декабря, но не состоялось — принимающая сторона в последний момент отказала. Нынешнее заседание прошло в редакции журнала «Собеседник» и транслировалось на сайте «Эха Москвы». Состав Оргкомитета за это время расширился.

Напомним, на прошлом заседании встретились журналист и издатель Сергей Пархоменко, сопредседатель «Солидарности» Борис Немцов, сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков, литературовед Григорий Чхартишвили (он же писатель Борис Акунин), журналист Леонид Парфенов, депутаты от «Справедливой России» Геннадий Гудков и Илья Пономарев (он представлял также «Левый фронт», заменив тамошнего пресс-секретаря Анастасию Удальцову), ожидались также член Общественной палаты, адвокат Елена Лукьянова и журналист Юрий Сапрыкин. На сей раз отсутствовали Гудков и Пономарев (Гудков обещал прислать сына, тоже депутата от «Справедливой России» Дмитрия Гудкова, но тот не появился, а вместо Пономарева присутствовала Удальцова), появилась Лукьянова, а также совсем новые лица: поэт и публицист Дмитрий Быков и журналист Ольга Романова. Был обещан также журналист Олег Кашин, но он не появился. Кроме того, во время заседания Чхартишвили уступил место телеведущей Татьяне Лазаревой (напомним, на прошлом заседании он заявил, что считает, что его и Парфенова должны сменить другие представители общественности, однако другие члены Оргкомитета и общественность на Facebook убедила их остаться). Светская журналистка Божена Рынска пыталась участвовать в обсуждении и немедленно заняла место Парфенова, когда тот ушел.

Пархоменко, председательствовавший на первом заседании, передал бразды правления Ольге Романовой — правда, когда речь заходила о включении голосовании на сайте «Эха Москвы» по важным вопросам, он брал на себя руководство процессом. Ольга Романова является обладателем интернет-кошелька, на который собираются пожертвования для того, чтобы митинг был подготовлен и оборудован как следует.

Сначала обсуждалось, что следует делать в случае, если власть так и не отреагирует на требования митинга 10 декабря на Болотной. Чхартишвили заявил, что та реакция, которая уже последовала, может только еще больше разозлить население. Пархоменко говорил о необходимости предпринять попытку предотвратить избрание премьер-министра Владимира Путина президентом. Елена Лукьянова заметила, что отставка главы Центризбиркома Владимира Чурова, которой требовали митинговавшие на Болотной, по закону невозможна, поскольку ЦИК может быть расформирован только по суду, в которой инициаторами может выступить исключительно треть депутатов Думы. Теоретически если бы целиком фракции КПРФ и «Справедливая Россия» поддержали эту идею, это было бы возможно, но надежды на это нет — «похоже, их все устраивает», сказала Лукьянова. Она добавила, что поскольку больше всего нарушений на выборах отмечено в Москве, следует вести речь прежде всего об отмене выборов в Москве и отставке московского избиркома — если выборы будут отменены, то суд, посвященный отставке, должен начать автоматически.

Немцов, побывавший 18 декабря на митинге в Санкт-Петербурге и подвергшийся освистанию (а до того чуть не оказавшийся задержанным по ориентировке, в которой назывался лидером экстремистов), указал, что первые десять рядов на митинге 24 декабря должны быть под особым вниманием. В отношении Чурова он высказался в том смысле, что если власть захочет снять главу ЦИК, она легко это сделает. Он предложил также добавить к резолюции Болотной площади пункт «Не пустим Путина в Кремль!». Лукьянова заявила, что за нарушение предвыборного законодательства в виде прямой линии с населением можно потребовать отказа от регистрации (или отмены регистрации, если она уже состоится) Путина как кандидата в президенты.

Удальцова напомнила, что 21 декабря планируются массовые выступления у здания Думы, которая в этот день должна начать работу в новом созыве, поэтому организаторам митинга следует тщательнее обдумать, как действовать, если репрессии будут продолжаться. Напомним, муж Анастасии, координатор Левого фронта Сергей Удальцов, находится в больнице в тяжелом состоянии — его отвезли туда из спецприемника, где он находится с 4 декабря и держит сухую голодовку. Романова указала, что поскольку в законе нет понятия «политические заключенные» (призывом их выпустить начинался список требований Болотной площади), можно говорить только о заведомо неправосудно осужденных.

Зрителям трансляции на «Эхе» было предложено ответить на вопрос, включать ли в список лозунг «Ни одного голоса Владимира Путину» — 89% проголосовавших поддержали это предложение.

Было решено дать поручение членам Оргкомитетам — депутатам от «Справедливой России» обратиться к коллегам по Думе с призывом рассмотреть требования Болотной на первом же заседании.

Далее Пархоменко изложил ряд достижений, касающихся подготовки митинга — вопросы, касающиеся безопасности, звукового оснащения, финансов. Надо сказать, что обсуждение технической части проходило куда более спокойно и по делу, чем обсуждение политических требований. Пархоменко также напомнил, что в клубе «Мастерская» прошла и еще пройдет встреча с людьми, готовыми всячески творческим образом участвовать в подготовке митинга.

Возник спор о ведущих. Немцов настаивал на том, чтобы одним из ведущих был Рыжков, как и на прошлом митинге. Акунин предложил кандидатуру Быкова, Быков — Чулпан Хаматовой. Присутствовавшая на встрече генеральный директор исследовательской компании КОМКОН Елена Конева заявила, что, согласно пожеланиям людей, нужно, чтобы митинг был неполитическим, без очевидного приоритетного участия политиков, и больший успех был бы обеспечен митингу в том случае, если бы ведущими были любимцы народа, не имеющие никакого отношения к политике. Немцов согласился с тем, что митинг общегражданский и ведущими должны быть популярные люди, но он держался и той позиции, что митинг протестный, а следовательно, политический, и не иметь политика в роли одного из трех ведущих глупо и неправильно, тем более что речь не просто о конферансье, а о человеке, чувствующем народ и смелом, готовом к провокациям. В итоге было решено обсудить две других кандидатуры, помимо Владимира Рыжкова, на следующем заседании, которое должно пройти 23 декабря в 15.00.

Далее пошло невнятное обсуждение возможных выступающих на митинге. Проблема состоит в том, что основное голосование по этому вопросу проходит одновременно в двух разных группах на Facebook, списки кандидатур в которых частично пересекаются. Пархоменко предлагал взять верхние половины каждого списка, составить из них финальный и запустить его на голосование заново на одной странице в том же Facebook. Немцов напомнил, что списки формируются и в Инициативной группе, которая должна была собраться на второе заседание вечером того же дня. Кроме того, они выразил недоумение в связи с тем, что в списках на Facebook фигурируют Путин, Чуров и президент Дмитрий Медведев. В результате зрителям было предложено ответить на вопрос, следует ли оставить этих трех лиц в списке возможных выступающих. С небольшим перевесом (53% против 47%) победили те, кто не хотел бы видеть эти фамилии в списке.

Инициативная же группа действительно собралась вечером того же дня в редакции Сетевого общественного телевидения (СОТВ), с сайта которого велась прямая трансляция. На заседание пришел Немцов, председательствовали, как и в прошлый раз, лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова и Илья Пономарев. Присутствовали, в частности, лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров, созаявители митинга от «Солидарности» Надежда Митюшкина и Сергей Давидис, руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин, активисты «Солидарности» и Левого фронта, а также представители националистических движений. Следует напомнить, что на предыдущем заседании Инициативной группы выяснилось, что националисты подали свое уведомление на те же площадки, что и группа заявителей митинга «За честные выборы», однако это в результате почти никого не смутило, и представитель Русского общественного движения Владимир Тор восседал за столом ошуюю Ильи Пономарева, да еще и выдвинул альтернативные готовящейся резолюции митинга семь требований русских националистов. Этот демарш большинство тоже не стало осуждать, и было решено обсудить резолюцию вместе с требованиями националистов с учетом всех вопросов и возражений и представить окончательный вариант к следующему заседанию, которое должно пройти 22 декабря. Надо признать, что требования националистов не содержат никаких ксенофобских заявлений и отличаются от резолюции призывом к отставке Путина, более детализированным положением, касающимся реформы избирательного законодательства, и отмены пресловутых статей 280 и 282 Уголовного кодекса.

Больше всего споров вызвал пресловутый список выступающих. Было высказано и поддержано предложение включать в список не только известных лиц, но и организации. Разумеется, вопрос, касающийся выступлений, привлек куда большее внимание, чем технические вопросы. В какой-то момент страсти накалились, после чего Чирикова покинула заседание, и вести его остался один Илья Пономарев.