https://www.funkybird.ru/policymaker

Из ток-шоу — в министры

Новые назначения в правительстве РФ вызвали у многих специалистов недоумение.

Эксперты продолжают обсуждать состав и имена нового правительства РФ. Хоть кабинет министров обновился примерно на ¾, некоторые фамилии в нем — просто хорошо забытые старые.

Несмотря на заверения В. В. Путина о своей «внепартийности» и готовности «активно сотрудничать с бывшими коллегами по президентской гонке», и «даже с оппозицией», ключевые позиции в кабинете министров по-прежнему за представителями партии «Единая Россия».

«Единоросы», к слову, в числе первых — ещё не успели высохнуть чернила на тексте указа о структуре и составе нового правительства РФ! — выступили с публичным «одобрям-с». Такое впечатление, что их отзывы были написаны загодя и только ждали своего часа. Скажем, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сначала в твиттере, а затем через смольнинскую пресс-службу торжественно провозгласил: «Новые фамилии говорят о том, что взят курс на обновление, о котором неоднократно говорили Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Вливание «свежей крови» в исполнительный орган — это правильно. Важно, что сохранена преемственность: продолжат работу люди, которые доказали эффективность на своих постах. Это говорит о продуманном подходе при формировании кабинета министров. Сочетание новых сил и опыта подразумевает, что Правительство начнет работу «с колес», не раскачиваясь».

Впрочем, с подобными оценками согласны отнюдь не все. Прокомментировать для «СП» новые назначения в российском правительстве согласились известные далеко за пределами города петербуржцы, истинные профессионалы своего дела.

Игорь Курдин, капитан первого ранга в отставке, создатель и бессменный руководитель Клуба моряков-подводников:

Я бы, конечно, лучше помолчал. Сожрут ведь меня потом вместе с клубом. В последние месяцы, после того, как я был откровенен с журналистами, комментируя президентскую компанию-2012, госорганы просто замучили разными проверками. То пожарники «цепляются» к мелочам, то хозяева здания, в котором мы арендуем небольшое помещение, грозят разрывом отношений. Впрочем, молчать ещё трудней. Потому что не знаю в нашей стране ни одного военного человека, который бы не мечтал об отставке министра обороны Сердюкова. У офицеров Российской армии, к великому сожалению, он давно непопулярен. Предполагаю, что, будучи гражданским человеком, он действует исключительно как исполнитель воли президента, главного идеолога реформы армии. И в этом смысле удобен власти. Но реформа такого сложного организма, как современная армия невозможна без глубокого знания самой её сути, без профессионализма.

«СП»: — Из того, что сделано Анатолием Сердюковым на посту министра обороны, можете отметить положительные начинания?

— Наверное, если очень постараться, то можно это положительное найти. Но я сейчас об ином. Анатолий Эдуардович — не самостоятелен в своей работе, на своей должности. У него нет собственного видения тех же реформ. Своего мнения. Отсюда — много показушного. В реформах — полумеры. Он практически не учитывает мнение общественности. Критику в свой адрес кадровых военных, многоопытных военачальников откровенно не терпит.

«СП»: — Вы знаете такого человека или несколько человек, кто мог бы, на ваш взгляд, стать тем министром обороны, который нужен сейчас России?

— Пофамильно не стал бы никого называть. Тем более, дело уже сделано, Сердюков остался на посту. Скажу так: нужен человек, который мог бы, оценив со стороны свежим глазом проведенные реформы, исправить допущенные ошибки и только потом продолжить важную работу по переводу нашей армии и флота на современные рельсы. Нужен человек с новым взглядом, самостоятельный и не держащийся за министерское кресло.

Ирина Бойко, директор Центра региональной инновационной политики:

— «Смену лиц» в российском кабинете министров можно с некоторой натяжкой оценить положительно. Так как есть надежда, что новые правительственные чиновники, в отличие от своих предшественников, достаточно уже «изношенных», окажутся восприимчивы ко всему новому, а, значит, появится люфт для новых идей, людей и возможностей, что крайне важно в эпоху глобальной нестабильности. Кроме того, властная элита волей-неволей придет в движение, начнется, по-видимому, не такая уж и глубокая, но все же смена управленческих кадров. Как показывает опыт, до момента застоя, то есть, до состояния, когда элита все свои усилия направляет лишь на то, чтобы сохранить пригревшую и прикормившую ее систему, проходит около трех лет.

«СП»: — А кого из нового состава министров вы считаете носителем новых идей? Уж не министра ли культуры Владимира Мединского, который был замом у давно мечтавшего об отставке Александра Авдеева?

— Его я не знаю. Как и Олега Говоруна, ставшего министром регионального развития, хотя он человек из системы … Да, вы, пожалуй, правы, здесь трудно заподозрить кого-то — в новизне. Но важно, что потребуется. Либо «мускульная сила» удержания системы (на что, собственно, и делает акцент Путин), либо действительно нечто новое, то есть с опорой на интеллектуальные способности. Что удивило, так это отсутствие министерств, которые должны были бы стать стратегическими локомотивами, выполнять ключевую роль в правительстве, управленческими структурами первого уровня, определяющими политику остальных министерств. Вспомним Японию. В сложнейший момент выбора стратегии своего экономического развития, эта страна создала ключевое Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Министерство финансов при таком раскладе стало играть вторичную роль, соподчиненную МВТП. Потому что главное — это куда двигаться в реальном производстве. А затем подводить под это финансовые ресурсы (у японцев даже использовалось так называемое «дефицитное финансирование»), а не наоборот.

«СП»: — Считаете, России нужно, чтобы именно министерство внешней торговли было главным?

Нет, нам главное — технологически-ориентированное развитие регионов, когда они используют свой интеллектуальный потенциал, на этой почве усиливается конвергенция между регионами, повышается равномерность внутреннего развития — это и есть формула экономически сильной России. Поэтому, я считаю, главным — Министерство регионального и инновационного развития. В России при всей звучности темы инновационного развития страны и многочисленных уверений премьера и президента в том, что «инновации являются генеральным направлением развития», в новом кабинете министров ему места не нашлось — даже в виде «приставки», например, к министерствам промышленности, или экономразвития. Это означает лишь то, что все противоречия, которые возникают в экономической политике из-за непонимания темы инновационного развития и отсутствия профильного министерства, неизбежно приведут к конфликту между министерствами. Прежде всего, финансов и экономразвития, промышленности, сельского хозяйства и других.

В то же время появляются такие сомнительные министерства, как по делам Дальнего Востока, по связям с открытым правительством.

«СП»: — Почему вы считаете сомнительным «Дальневосточное министерство»? О том, чтобы активней развивать наш Дальний Восток, речь идет не первый год!

Для России важное значение имеет не только инновационное развитие, но и усиление центростремительных, интеграционных процессов внутри страны, укрепление ее внутреннего экономического и политического пространства. Этому должно было бы способствовать создание в федеральном правительстве ключевого министерства регионального и инновационного развития. Но вместо этого выделяется отдельный регион, наделенный полномочиями выше федерального уровня. Ни к чему иному кроме дополнительных конфликтов в правительстве это не приведет.

«СП»: — Что скажете о персоналиях?

— Что касается отдельных новых назначенцев, сомнительным с точки зрения эффективности работы представляется назначенный министром экономического развития Андрей Белоусов. Никакого нового вектора в экономическом развития предложить он не в состоянии. Николай Федоров назначен по тому же принципу, что и его предшественница Елена Скрынник. Профессиональная компетенция здесь в расчет явно не принималась. Аркадий Дворкович на позиции вице-премьера в роли «любимой игрушки». Не только как экономист-стратег, но даже как экономист-эксперт или аналитик он остался на уровне американской магистратуры.

Аркадий Крамарев, заслуженный юрист РФ:

Отставку «силового министра» Рашида Нургалиева давно ожидали. Она напрашивалась — слишком много претензий было в последнее время к его подчиненным. Вопрос в том, чем лучше новый назначенец. Сможет ли исправить допущенные ошибки, принимать самостоятельные решения? Слышал, что Колокольцев — профессионал. Лучше или хуже будет при нем, покажет только время. Точно знаю, что у Нургалиева из несомненных плюсов был большой управленческий опыт. На министерском посту это важно.

Леонид Шиянов, председатель физкультурно-спортивного общества профсоюзов Петербурга и Ленинградской области «Россия»:

То, что Виталий Мутко сохранил за собой портфель министра спорта, закономерно и объяснимо: кого-то надо же будет наказывать за провал на летних Играх в Лондоне! А провал, увы, неминуем. За последние годы большой спорт, несмотря на вливаемые в него бюджетные миллиарды, все больше приходит в упадок. По той простой причине, что давно уже нет массового и, самое важное, детского спорта, из которого и «вырастает» спорт высших достижений. Виталий Леонтьевич в этом деле не профессионал. Он вообще волей случая попал на спортивную работу: после того, как пришлось уйти из Смольного (Анатолий Собчак проиграл в середине 1990-х выборы Владимиру Яковлеву и состав городского правительства, в котором Мутко был вице-губернатором, курировавшем «социалку», почти полностью сменился — авт.). Приютил его тогда футбольный клуб «Зенит». Думалось, на время. А вот как повернулось…

«СП»: — Но он, кажется, приобрел со временем диплом физкультурного вуза.

— Я вам больше скажу, он даже числится в этом спортивном вузе профессором кафедры футбола!

Евгений Калинин, глава комитета по физкультуре и спорту районной администрации:

— Не имею ничего против лично Виталия Леонтьевича Мутко, но совсем не в восторге от того, как он ведет спортивное направление в правительстве России. Спорт высших достижений у нас явно не на высоте. Провал на зимних Играх 2010 года в Ванкувере показал это со всей очевидностью. Тогда Мутко сохранил за собой высокий чиновный пост: мол, не его вина, только возглавил министерство. Что, интересно, скажет сейчас, после Игр в Лондоне? На большой успех нам там рассчитывать явно не приходится. Хорошо бы сохранить прежние позиции, замкнуть тройку по итогам общего зачета. Ведь вся политика возглавляемого им министерства сводится к приглашению известных зарубежных тренеров, как, например, в футболе. Идеология простая: купим Спаллетти (Хиддинга, Адвоката и т.д.) и всё будет о,кей! Как результат — своих тренеров уже почти не осталось. Ни тех, кто выводит в мастера, ни детских.