https://www.funkybird.ru/policymaker

Неожиданный конь: ну как ему докладывать?

Я бы очень многое отдал за то, чтобы посмотреть на сцену: губернатор Челябинской области Михаил Юревич в первый раз с докладом у уральского полпреда Игоря Холманских. При чем тут Юревич?

Просто остальные пять губернаторов УрФО, включая еще не назначенного Евгения Куйвашева – чиновники, и никогда никем кроме как чиновниками не работали, а вот г-н Юревич пришел на свой пост, как известно, из бизнеса, и из очень успешного. Юревич создал и возглавлял крупный холдинг, в который входили и агропромышленные предприятия, и крупный региональный ритейл, и много еще чего – и линейных менеджеров уровня Игоря Холманских на его предприятиях были десятки, если не сотни. А теперь вот, пожалуйста, перед одним таким, возвышенным вовсе не за свои управленческие качества, ему предстоит держать отчет. Для кадровых чиновников логика назначений работает, меритократия там простая: кого назначили, тот и в авторитете, а в бизнесе авторитет управленца зарабатывается годами, потом и кровью, и никак иначе. Короче, будет забавно.

А заместитель полпреда в УрФО Сергей Сметанюк (он тоже пришел из бизнеса в политику, работал – до Куйвашева – сити-менеджером Тюмени, потом его пригласили в полпредство, пророча быстрый подъем по карьерной лестнице, но тут он как-то подзастрял) даже неосторожно выразил публичное недоумение в связи с «неожиданным решением президента». Тоже показательно. Это ведь совсем вразрез с правилами субординации, вразрез с чиновничьей логикой – но Путин первый нарушил все аппаратные правила, так что теперь можно. Очень многие комментировали самое сенсационное кадровое решение года довольно спокойно: мол, мы ж знаем, полпред – совершенно декоративная должность, он ничего не решает. Какая разница – Холманских, или кто-то еще? Как будто мы этого полпреда как-то видим или чувствуем, как будто от него как-то наша жизнь зависит – ведь нет же! Эта логика порочна. Начиная с определенного уровня, про любую должность можно так сказать, любая должность в определенном смысле «политическая», «декоративная». Что, губернатор полностью свободен в своих действиях? Конечно, нет. Есть бюджет региона, есть законодательное собрание, есть интересы финансово-промышленных групп, есть интересы Москвы, есть отраслевые лоббисты… Про мэра крупного города можно сказать то же самое. И разве нельзя того же самого сказать про президента любой страны? Почти нигде в мире, за исключением, может быть, очень маленьких и очень богатых арабских стран, нет такой ситуации, чтобы руководитель высокого уровня мог ударить кулаком по столу и сказать: «Будь по-моему, так-то и так-то, и плевать на всех». Политика так не работает; политика – это всегда сложный процесс согласования и взаимоувязки многочисленных интересов в условиях ограничений реального мира. Безусловно, губернатор, мэр или президент играют важные роли в этом процессе, иногда за ними даже остается последнее слово, но чаще в рамках своей деятельности они могут лишь задавать общие направления движения, которые потом приводятся в соответствие с ограничениями в сложной аппаратной работе.

И в этом смысле полпред в УрФО никак не менее влиятелен, чем мэр Екатеринбурга или губернатор Свердловской области. Как ни крути, а все уральские губернаторы будут ездить к полпреду с докладами. Как ни крути, а он будет давать им те или иные указания и требовать от них отчетов по тем или иным вопросов. Как ни крути, он будет делать и публичные заявления. И все эти действия будут неизбежно становиться факторами в уральской (а то и в российской) политической жизни, будут обсуждаться гражданами и экспертами, будут учитываться при формировании политической повестки. Даже если каких-то «реальных рычагов» или «реальных полномочий» у полпреда нет.

Практика показывает, впрочем, что это все очень зависит от фактора личности. Рычаги-то есть, просто ими по-разному можно пользоваться. У нас, на Урале, сначала полпредом был тихий и бессмысленный отставной генерал МВД Латышев, и он, действительно, никуда не лез. Однако после его внезапной кончины полпредом стал однокурсник Дмитрия Медведева Николай Винниченко, и он (ему прочили большую карьеру) был уже куда активнее и в плане вмешательства в дела регионов, и в плане публичной активности. В других округах та же картина: некоторые полпреды сидели на кресле ровно, некоторые же занимались политикой что есть сил.

Каким полпредом будет Игорь Холманских? Многое будет зависеть от первых его встреч – от уже упомянутой мной встречи с губернатором Юревичем и с другими губернаторами, конечно, то же. От первых встреч с силовиками, которых он, формально, обязан координировать (и как, интересно, поведет себя седовласый генерал Козиненко, многолетний руководитель УФСБ по Свердловской области, если Холманских вздумает давать ему указания?). От первых заявлений для прессы.

Путин своим решением нарушил аппаратное равновесие, нарушил правила игры, и, мне думается, итогом станет игра без правил. В ней я бы не поставил и копейки на коня Инцитата.