https://www.funkybird.ru/policymaker

Государь император формирует себе Временное правительство

Сегодня президент должен утвердить структуру кабинета министров. Как я уже писал накануне, «в конце концов Путин с Медведевым сформируют правительство, но вот его качество… А мы думали, что хуже «правительства месячных» быть уже не может».

По информации «Ведомостей», старший эшелон правительства в отличие от младшего, министерского, поменяется мало. Как и обещал Медведев, зампредов правительства будет семь. По информации «Ведомостей», это Игорь Шувалов (первый зампред), бывший помощник президента Аркадий Дворкович, Владислав Сурков, бывшая заместительница мэра Москвы Ольга Голодец, Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин и Александр Хлопонин.

Игорь Шувалов будет координировать финансовый блок, приватизацию и жилье. Гигантскими полномочиями наделен Дворкович: он куратор всех отраслей промышленности, включая ТЭК, транспорт и сельское хозяйство. Сурков будет руководителем аппарата правительства и оставит за собой инновации, науку и культуру. Козаку предстоит закончить олимпийский проект, он руководит строительным сектором. Рогозин продолжит заниматься ВПК, Хлопонин — Северным Кавказом.

То есть по уровню некомпетентности новое правительство будет таким же, как и старое. По сути, более-менее на своем месте выглядит только Сурков, но именно выглядит: его выдернули из привычной и во многом сформированной им среды Администрации президента и назначили курировать аппарат правительства — а это не одно и то же. Ну а то, что науку и культуру в этой стране будет курировать человек, не получивший даже законченного высшего образования в заштатном Институте культуры в Химках — уже просто фейк.

Гигантские полномочия Дворковича — тоже фейк, поскольку только что от этой должности отказался Кириенко, по информации тех же «Ведомостей», «Кириенко объяснил отказ тем, что болеет за атомную отрасль и хочет ее сохранить, рассказывает его знакомый. Чиновник правительства полагает, что, хотя Сечин уходит из правительства, все думают, что он продолжит оказывать влияние на ТЭК и косвенно его контролировать. «А быть вице-премьером под Сечиным, сами понимаете, не с руки как-то».

Ну вот, Кириенко не с руки, а Дворковичу в самый раз. А поскольку Аркадий никогда не занимался ничем конкретным, то его «гигантские полномочия», судя по всему, сведутся к контролю за распилом в подведомственных отраслях, да и то на правах «второй руки». В условиях кризиса — не самая лучшая позиция.

Ситуация с Ольгой Голодец напоминает историю с формированием правительства Примакова в период дефолта 1998 года, тогда тоже от «расстрельного» поста вице-премьера по социалке отказался статусный Явлинский, и премьер быстро нашел ему адекватную замену — Валентину Матвиенко. Но Валентина Ивановна действительно была мощный кадр, и за спиной у нее были гарантии Примакова. А что у бывшей кадровички из «Норникеля», вставшей на замену Набиуллиной? Слово Мити-премьера? К тому же сказать, чтобы госпожа Голодец как-то особо себя проявила на аналогичной должности в правительстве Москвы — трудно.

Пожалуй, стоило бы отметить только, что вместо разговоров об отказе Прохорова войти в правительство, мы видим в нем сразу целый выводок птенцов гнезда «Норильского никеля»: Хлопонин, Голодец… Один из основных кандидатов на пост министра энергетики — бывший замминистра финансов Александр Новак. До прихода в Минфин в 2008 г. он был председателем правительства Красноярского края, близок к Хлопонину.

Если сопоставить эти назначения со вполне людоедскими инициативами в социальной сфере самого Прохорова периода его кандидатсва в президенты и самим выдвижением Прохорова как формой поддержки Путина, от социальной политики нового правительства можно ждать много интересного.

Например, министерство здравоохранения и социального развития делят на два: здравоохранения и труда. Министрами станут заместители Татьяны Голиковой, рассказывают федеральные чиновники: здравоохранения — Вероника Скворцова, труда — Максим Топилин. Сама же Голикова уйдет из правительства, но продолжит курировать социальные вопросы: она станет помощницей президента по социальным вопросам, рассказывают «Ведомостям» федеральные чиновники. Влияние Голиковой на социальный блок продолжит быть доминирующим, уверены они.

То есть возникает та же ситуация, что со всем социальным блоком, только на уровне министерства: Скорцову номинировали после того, как министром отказался работать руководитель департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников, пишут «Ведомости».

Скворцова среди заместителей Голиковой была единственной с медицинским образованием, рассказывает ее знакомая: она уважаемая специалистка по сердечно-сосудистым заболеваниям, была инициатором включения в национальный проект «Здоровье» строительства сердечно-сосудистых центров в регионах. Но в должности замминистра не проявила организаторских способностей, считает собеседник «Ведомостей»: «Многие важные документы, например закон об обязательном медицинском страховании, Голикова разрабатывала без нее, с директорами департаментов».

Правда, надо уточнить, что Скворцова все же невропатолог, просто ее специализация — нарушения мозгового кровообращения. Но как организатор здравоохранения она действительно не имела серьезного опыта до министерства и не могла его набраться в тени Голиковой. И теперь все та же Голикова будет ей дышать в затылок из Администрации президента.

В целом министерские назначения потрясающе невыразительны, это чиновники явно второго ряда, которых, если что, «не жалко». И не имеющие абсолютно никакого политического веса, то есть абсолютно управляемые.

Министром финансов остается Антон Силуанов, это означает преемственность политики, считают сотрудники Минфина. «Антон Германович всю жизнь проработал в Минфине, знает ведомство как свои пять пальцев», — объясняет один из них.

Министром экономического развития будет Андрей Белоусов, рассказывают несколько федеральных чиновников. С июля 2008 г. Белоусов возглавляет в аппарате правительства департамент экономики и финансов. Прежде он был замминистра экономразвития, а в чиновники пришел из созданного им Центра макроэкономического анализа и прогнозирования.

Министром промышленности и торговли остается Денис Мантуров.

Главным кандидатом в министры связи менеджеры и акционеры крупных телекоммуникационных компаний называют Николая Никифорова, министра связи Татарстана.

Министерство транспорта возглавит Максим Соколов. Последние два года он возглавляет в аппарате правительства департамент промышленности и инфраструктуры, до этого пять лет работал в правительстве Петербурга. Бывший министр Игорь Левитин может стать советником президента, полагают два федеральных чиновника.

При таком составе кабинерта министров Администрация президента просто обречена на то, чтобы рулить им как угодно. Но суть Администрации президента в том, что она является структурой абсолютно лишенной отвественности за результаты этого «руления» правительством. И плюс к тому — у Администрации президента нет никаких рычагов для парямого директивного управления чем-либо, что крайне необходимо именно в кризисный период. А у кабинета министров хоть и есть эти рычаги (хотя бы в потенциале), но в силу особенностей своего формирования он обречен быть совершенно безынициативным органом, лишенным возможности ставить адекватные цели (в силу особенностей корпуса вице-премьеров) и на чем-либо настаивать — из-за ничтожности министров.

То есть в стабильной ситуации, когда государственное управление сводится, по сути, к крышеванию реального сектора и распилу бюджета, эта схема еще может как-то существовать, а вот в ситуации кризиса — навряд ли. Скажем, дипломат и политик Рогозин не может самостоятельно сформулировать задач для военной промышленности и не в состоянии компетентно проконтролировать исполнение. Шувалов может затащить страну в ВТО, но не в состоянии сформулировать задач для бизнеса и повлиять на инвестиционный климат, как ему поручено президентом, просто в силу того, что сам он выходец из другой сферы и его личный опыт совершенно иной — вот «распилить» что-то, это с нашим удовольствием… Про куратора Северного Кавказа Хлопонина просто промолчим: фронтовые сводки с «инвестиционно привлекательного» региона говорят сами за себя.

Все это очень плохо для режима, довольно плохо для страны, но не совсем скверно для перспективы. С таким правительством смена власти становится делом не столь уж и безнадежным.