https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия предупреждает сирийский оппозиционный альянс

В кремлёвских коридорах при новом руководстве признают, что одной из глупейших вещей, когда-либо сделанных бывшим президентом Дмитрием Медведевым, был приказ представителю России в Совете безопасности ООН воздержаться от голосования и вето на резолюцию о бесполётной зоне, нацеленную на режим Муаммара Каддафи в Ливии. Это было 17 марта 2010 г. (так в тексте — прим. перев.) Российские спецслужбы уже знали, что американские и британские подводные лодки находились на месте в Средиземном море, готовые выпустить ракеты, чтобы начать войну, которая должна была завершиться смертью Каддафи. Так и случилось.

Годом позже в 2011 году, когда была в разгаре предвыборная кампания для переизбрания парламента и президента, это воздержание при голосовании чуть не закончилось потерей Медведевым шансов на то, чтобы остаться под протекцией президента Владимира Путина. Он не получил одобрения на второй срок президентства, но как премьер-министр он уцелел в более живом виде, чем Каддафи. Однако российские официальные лица теперь единодушны в том, что злополучные усилия российского лидера, разрешившие войну посредством военной интервенции и смену режима силами США и альянса НАТО, профинансированные арабскими шейхами, никогда не повторятся. Что бы ни делал сирийский президент Башар Асад, российская политика заключается не столько в том, чтобы защитить его, его семью, алавитскую общину или его армию, сколько помешать соперничающим европейским и арабским державам плюс Турция свергнуть сирийский режим, прикрываясь гуманитарной операцией.

Поэтому российская перестраховка защищает морские перевозки гражданских и военных грузов в сирийские порты. Но в Министерстве транспорта в Москве, а также среди источников в черноморских и азовских портах, загружающих суда в Сирию, неохотно обсуждают передвижение грузов, а также отказываются публично признать усилия со стороны турок и сирийской оппозиции перехватывать российские грузы на море.

Случай с «Атлантик Крузер» показывает, насколько тесно турки сотрудничают с западными спецслужбами, чтобы преследовать грузовые суда, идущие в Сирию. Принадлежащее германской компании и шедшее под флагом Антигуа судно, по сообщениям, было задержано 18 апреля судами турецких ВМС недалеко от порта Искандерум, возможно, в кипрских, сирийских или международных водах. Его затем конвоировали в Искандерум, где люки с грузом были открыты и осмотрены. Последовавшая за этим шумиха была связана с утверждениями, что сирийские оппозиционные группы обнаружили, что на борт «Атлантик Крузер» загрузили иранское оружие в Джибути. Это необыкновенное обнаружение не было подтверждено турецкими инспекторами. Вместо этого, согласно сообщениям в саудовской и турецкой прессе, они нашли обычный груз, включая взрывчатку, поставляемую для турецких угледобывающих компаний, и изготовленные в Индии запчасти для сирийской электростанции.

По мнению Евгения Сатановского, президента Института Ближнего Востока в Москве, стратегия Кремля не является спонтанной реакцией. «Российская политика на Ближнем Востоке не всегда реагирует на политику США, при этом Сирия не обязательно сталкивается с американской угрозой. Скорее могут вмешаться Турция и Саудовская Аравия. Однако, несмотря на все трудности в отношениях Башара Асада с сирийским народом, все просто должны оставить это как есть, ради безопасности всего региона. Израиль на самом деле скептически относится к Асаду, но он не хочет дестабилизировать ситуацию свержением его правительства, так как он понимает возможный результат. Никто не хочет ещё одного беспредела по типу Аль-Каиды. Россия не станет проводить там какие-либо военные действия, в отличие от СССР, который тратил впустую десятки миллиардов долларов и ему всё равно пришлось уйти. Это хорошо, что сегодняшняя Россия, руководимая бизнесменами, далека от идеологии и прагматична в отношении своих расходов».

Последние данные российской таможни о торговле с Дамаском показывают, что крупнейшим российским экспортом является дизельное топливо и другие нефтепродукты, за которыми следует зерно. Большая часть этих грузов загружается на суда в порту Новороссийска или Туапсе на Чёрном море. Источник в Туапсе сказал Fairplay: «Если и есть какие-то ограничения, то не в порту».

Американские санкции и санкции ЕС не дают сейчас Сирии покупать топливо у многих соседних стран для отопления жилых помещений и обеспечения работы моторизованной военной техники. Но остаются ещё Россия, Ирак и Иран для снабжения Сирии тем, что ей нужно. Западные СМИ, утверждающие, что Россия делает больше, чем просто защищает свои торговые интересы в Сирии, не улавливают главного. Торговый оборот между двумя странами небольшой и он сокращался перед началом недавних проблем. В 2008 году российский двусторонний оборот достигал 1,94 миллиардов долларов; в 2009 году — 1,14 миллиардов долларов; в 2010 году — 1,12 миллиардов долларов. В порядке важности экспортёрами в Сирию являются Саудовская Аравия с 12% рынка; Китай с 9%, Россия с 7,5% и Италия, Египет и Объединённые Арабские Эмираты примерно с 5% у каждой страны. Но в эти цифры не включена торговля оружием.

В советский период Сирия имела долги перед Москвой за поставки оружия в размере более 13 миллиардов долларов. В 2005 году 10 миллиардов из них были списаны при условии, что Дамаск продолжит закупать оружие у Москвы. Текущая книга военных заказов, по сообщениям, соответствует 3,5 миллиардов долларов. Так как на каждой границе Сирии находятся давние враги, то совершенно очевидно, что Сирия теперь зависит от моря как пути снабжения. Также очевидно, что Кремль намеревается напомнить всем, что этот путь должен оставаться открытым.

Обещанные поставки из России включают береговой ракетный комплекс «Бастион», оснащённый сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» для атаки на корабли размером с авианосец. Дальность действия «Яхонта» — 300 километров.

Согласно презентации год назад Игоря Коротченко, редактора московского журнала «Национальная оборона», одной из оперативных задач системы «Бастион» является защита российской эскадры ВМС в Тартусе, самой базы и побережья на 300 километров на юг и на север — это полностью вся сирийская береговая линия. Командующий российскими ВМС адмирал Владимир Высоцкий сказал в августе 2010 года, что в этом году база ВМС в Тартусе сможет принимать крейсеры и авианосцы до тех пор, пока Кремль захочет размещать их там. По словам Коротченко, «попросту говоря, современные корабельные ЗРК не могут перехватывать такие ракеты».

Российская ассоциация судовладельцев отказалась комментировать то, что они знают о препятствиях турок или других стран для российских грузов, направляющихся в Сирию. Компания Новороссийский морской торговый порт также предпочитает не давать комментариев.

Георгий Поляков, представитель Российско-сирийского делового совета, сказал Fairplay: «Учитывая текущую ситуацию в Сирии, более подробную информацию о двусторонних российско-сирийских отношениях должно предоставить Министерство экономического развития России как компетентное ведомство». Министерство отказывается отвечать на вопросы.

Сатановский, ведущий московский эксперт по Сирии, называет ситуацию в стране «абсурдной. Российско-сирийские отношения — это прерогатива российского руководства. Любое давление [на них] считается вмешательством во внутренние дела. Россия очень жёстко даёт отпор. Всё это на уровне разговоров и сообщений в прессе, на которые российская сторона не обращает внимания. Но это как медведь, который не обращает внимания на хомяка, пытающегося напасть на него, пока тот не попытается укусить медведя за чувствительное место. Вспомните, что произошло с [грузинским президентом Михаилом] Саакашвили».