https://www.funkybird.ru/policymaker

Для дискуссий на саммите G8 хватило и Медведева

Серьезные вопросы Обама приберег для Путина

«Большая восьмерка» провела встречу на высшем уровне, можно сказать, на своей родине — ведь «семерка» стала «восьмеркой» именно на американской земле. Это случилось в 1997 году в Денвере (штат Колорадо): тогда Билл Клинтон предложил партнерам по G7 расширить эту группу до G8, приняв в нее Россию. Предложение было принято, и с тех пор Россия состоит в эксклюзивном клубе ведущих мировых держав — наряду с США, Великобританией, Францией, ФРГ, Японией, Канадой и Италией.

Правда, по экономическим параметрам Россия недотягивает до уровня стран «семерки», поэтому совещания министров финансов вначале проходили только в формате G7, а потом вышли на смешанный формат G7/ G8: главные финансисты «восьмерки» собираются раз в году, перед саммитом (так было и на этот раз), а еще три раза в год министры финансов «семерки» совещаются без России.

Повесть о двух саммитах

В Америке саммиты G8 привлекают к себе внимание разве что своей… как бы лучше перевести английское слово «irrelevance»… нерелевантностью, или неуместностью. Неуместными многие эксперты считают их по той простой причине, что в числе самых крупных и самых влиятельных государств мира было бы логично видеть Китай (вторая экономика мира после США), Индию и Бразилию, каждая из которых по объему экономики опережает Канаду, Италию и Великобританию. Даже если оставить за скобками экономический потенциал (как поступили в отношении России в 1997 году), как минимум Китай и Индия, имеющие более чем миллиардное население и ядерный потенциал, должны присутствовать в клубе ведущих держав.

Но бывают саммиты, еще более «неуместные», чем G8. Сразу вслед за встречей на высшем уровне лидеров «восьмерки» (она прошла 18-19 мая в резиденции президента США Кэмп-Дэвид в штате Мэриленд, недалеко от Вашингтона) в Чикаго 20 мая открылся двухдневный саммит НАТО. Доктор Иэн Энтони из Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира (SIPRI) назвал его «формальностью». Повестка дня натовского саммита — Афганистан, обороноспособность альянса на своей территории и «укрепление сети партнеров НАТО во всем мире» — не вызвали энтузиазма ни у кого, кроме разве что натовских аппаратчиков.

По мнению д-ра Энтони, «в отношениях НАТО и России, по всей видимости, наступает период отчуждения». Любая попытка рассмотреть существующие разногласия (в первую очередь проблему ПРО) в рамках Совета НАТО-Россия приведет к тому, что «от этого станет не лучше, а скорее хуже», т.к. Путин создал у себя в стране очень сильный «общественный накал вокруг проблемы противоракетной обороны»: теперь уже и уступать Западу нельзя, и давить дальше некуда. (Может, именно поэтому Путин не поехал в Америку?)

При этом у НАТО не выработано никакой коллективной позиции в отношении накачивания Россией военных мускулов (реальное повышение расходов РФ на оборону, по данным SIPRI, в 2011 году составило 9%). Есть ли тут угроза для НАТО — на этот вопрос блок пока сам себе не ответил.

Негодующих попросили не беспокоиться

Непонятно также — в первую очередь самим натовцам — какую роль может играть этот военно-политический альянс в предотвращении распространения ядерного оружия (проблемы Ирана, Северной Кореи) и отражении различных угроз безопасности, которые носят далекий от военной сферы характер (голод в «третьем мире», наплыв нелегальных иммигрантов в развитые страны, проблемы энергоснабжения, рост масштабов стихийных бедствий и т.д.).

Зато для «большой восьмерки» все перечисленные выше области, наряду с глобальной экономикой и международной торговлей, — традиционные сферы внимания, в то время как проблемы военного характера (региональные конфликты, контроль за вооружениями и др.), напротив, являются относительно новыми — как и тематика прав человека.

Как отмечало информагентство Associated Press, администрация Обамы поступила мудро, когда развела оба саммита по разным местам, — ведь саммит G8 тоже первоначально планировалось провести в Чикаго. Переместив встречу «восьмерки» в Кэмп-Дэвид, Белый дом значительно облегчил обеспечение безопасности G8: в загородную резиденцию главы государства даже без всякого саммита посторонних не пускают, поэтому никаких антиглобалистов, пацифистов, «оккупантов Уолл-стрита» и других протестующих там быть не могло. Ну, а в Чикаго протестовать против НАТО собралось куда меньше народу, чем могли привлечь два саммита, следующие один за другим.

В Кэмп-Дэвиде в плане обеспечения безопасности пошли дальше обычного: так, окружающий резиденцию парк, обычно открытый для публики, по случаю саммита был закрыт с 17 по 20 мая. Еще один парк, расположенный чуть поодаль, на всякий случай тоже закрыли. Служба национальных парков пошла навстречу Секретной службе, которая охраняет высших должностных лиц США и VIP-ов из зарубежных стран, гостящих в стране. Кстати, даже аккредитованной при саммите прессе не дано было знать, кто из VIP-ов находится в каком из гостевых коттеджей Кэмп-Дэвида.

Угрозы безопасности саммитов реально существуют. Как сообщила газета The Chicago Sun Times, в Чикаго накануне начала протестов были арестованы трое молодых людей, которым предъявлены обвинения в заговоре с целью совершения террористических акций: они готовились угостить натовское начальство «коктейлями Молотова».

А в субботу истребители ВВС США перехватили и принудили к посадке два легкомоторных самолета, которые вторглись в закрытое для полетов воздушное пространство над Кэмп-Дэвидом. По словам военных, они не представляли угрозы для участников саммита. Но могло быть и иначе.

Итог — «каменюка», лишенная веса

…И все-таки: что они обсуждали и что решили — облеченные властью государственные мужи из разных стран, собравшиеся в Кэмп-Дэвиде через 70 лет после того, как эту резиденцию впервые посетил иностранный гость высшего уровня, Уинстон Черчилль? Начали они в минувшую пятницу с обсуждения Сирии, Ирана и Северной Кореи. Попутно поговорили о международном терроризме. На следующий день обсуждали главным образом восстановление мировой экономики после глобального кризиса, финансовый кризис еврозоны, немного подискутировали на тему глобального изменения климата, а также — по инициативе Барака Обамы — затронули тему голода в Африке (для этой дискуссии были приглашены лидеры некоторых африканских стран).

Возглавлявший российскую делегацию Дмитрий Медведев привлек внимание участников встречи к проблемам энергобезопасности и призвал к реализации соответствующих российских предложений. Медведев также подчеркнул необходимость завершения подготовки международного соглашения о сокращении выбросов парниковых газов.

Как всегда бывает на подобных мероприятиях, главы государств и правительств провели «на полях» саммита двусторонние встречи друг с другом. В числе тех, с кем беседовал с глазу на глаз Дмитрий Медведев, был и Барак Обама. Однако на встрече президента США и премьер-министра России не были затронуты наиболее острые проблемы двусторонних отношений, в том числе и главная причина трений между РФ и США — размещение системы ПРО в Европе. Эти вопросы Обама оставил до своей встречи с Владимиром Путиным на саммите «большой двадцатки» в июне. Тем не менее Медведев заявил: «Разговор был полноценный. Я доволен этим разговором». И добавил: «Это означает, что наше общение продолжается». Вот уж против этого правда трудно возразить…

По итогам саммита G8 в Кэмп-Дэвиде принят главный итоговый документ и около десяти дополнений к нему — так называемых «планов действий». Были найдены компромиссы по многим проблемам, вызывающим разногласия, — в том числе и в отношении финансового кризиса в Европе: меры жесткой экономии (их отстаивала канцлер ФРГ Ангела Меркель при поддержке английского премьера Дэвида Кэмерона) будут сочетаться с государственным стимулированием экономики (это — позиция Франции, Италии и США). Вопрос — как одно будет сочетаться с другим: ведь стимулирование — это расходы…

В советское время заключительные коммюнике называли «каменюками». Но за этим жаргонным словом слышится нечто весомое, а решения «семерок», «восьмерок», «двадцаток» и прочих подобных форумов (их и объединениями-то не назовешь) имеют не больший вес, чем резолюции Генассамблеи ООН, которые никто не обязан выполнять и которых поэтому никто не помнит.