https://www.funkybird.ru/policymaker

На родине Ленина НАТО не ждут и обещаниям не верят

Одинокий трактор медленно ползет по огромному черному полю. Вокруг — леса. В паре километров в одну сторону — птицефабрика, в другую — дачи обеспеченных горожан. Пейзаж сугубо гражданский, но надолго ли?

Если консультации о создании близ Ульяновска транзитного пункта НАТО закончатся соглашением, то тишину над этим полями регулярно будет нарушать гул тяжелых транспортных самолетов, летящих из далекого Афганистана.

Североатлантический альянс объявил о намерении свернуть операцию в Афганистане к 2014 году, а это значит, что накопленное там за десятилетие с лишним оборудование надо вывозить обратно на базы НАТО.

Кратчайший путь для вывоза этих грузов — на юг, по территории Пакистана, в порт Карачи. Однако напряженные отношения с Исламабадом заставляют военных планировщиков искать другие маршруты. Предполагается, что один из них пройдет через Россию.

Российские власти предложили для этого аэропорт Ульяновска «Восточный» на левом берегу Волги. Его длинная взлетно-посадочная полоса приспособлена к приему тяжелых транспортных самолетов.

Тут же, в «Восточном», базируется авиакомпания «Волга-Днепр», владеющая крупнейшими в мире транспортными самолетами и уже давно сотрудничающая с НАТО в переброске тяжелых грузов в Афганистан.

А в сотне метров от аэропорта протянута железнодорожная ветка, сейчас, правда, слегка заросшая травой. Слово «мультимодальный» в названии гипотетического транзитного пункта означает, что грузы из самолетов будут перегружаться на железнодорожные платформы и отправятся дальше, на северо-запад, в порты Балтийского моря. Оттуда они завершат свой путь в страны — члены НАТО по морю.

Хороший вроде план. Но мнения ульяновских коммунистов по этому поводу не спросили.

«Сапог» на «священной земле»

Тут, на родине Ленина, они пользуются значительной популярностью. Впрочем, даже с учетом этого, мало кто ожидал такого энергичного отпора идее натовского транзита.

Аэропорт «Восточный» пикетировали, по городу прошла необычайно людная для этих мест демонстрация. В Ульяновск прилетели лидеры системной (Зюганов) и несистемной (Удальцов) оппозиции.

То и дело вспоминали пресловутый «натовский сапог», который ни при каких условиях не может коснуться «священной русской земли».

«Мультимодальный центр», «центр логистических перегрузок», «база подскока»… Как ни назови — суть не меняется: мы даем натовцам возможность закрепиться на этом пятачке», — заявляет Наири Чатинян, член областного комитета КПРФ и одновременно преуспевающий местный бизнесмен, руководитель Ульяновского механического завода.

На фасаде его предприятия — портрет Сталина в четыре этажа. Рядом — рекламный щит. Там призыв «Welcome NATO!» нанесен на репродукцию картины Дейнеки «Оборона Севастополя», на которой отважные матросы бьют фашиста. Никаким welcome тут и не пахнет.

«Как ни назови — суть не меняется: мы даем натовцам возможность закрепиться на этом пятачке»

Наири Чатинян, член ульяновского обкома КПРФ

Чатинян, представляющий новое поколение ульяновских коммунистов, принимал участие в пикетах аэропорта и даже объявил голодовку. Она, впрочем, была прекращена, как только ОМОН удалил протестующих от «Восточного».

Предприниматель-коммунист полностью разделяет список претензий, которые уже неоднократно звучали на пикетах и митингах против натовского транзита через Ульяновск.

Противники этой идеи уверены, что однажды получив доступ на территорию России, НАТО непременно постарается закрепиться тут, и самое незначительное присутствие представителей Альянса трансформируется со временем в полноценную военную базу.

Они также опасаются контрабанды наркотиков из Афганистана и считают неприемлемым то, что российская таможня не сможет в полной мере проверять грузы, которым предстоит проехать сотни километров по территории страны.

«Это — и потеря суверенитета, и невозможность четкого сканирования того, что будет перевозиться в контейнерах. Даже крупные таможенные терминалы «переварить» это будут не в состоянии», — уверяет меня Чатинян.

Недопонимание?

«Договор будет определять разные формы контроля, который нужен как нам, так и Российской Федерации. Думаю, что тут будут все возможные эффективные формы контроля»

Роберт Пшель, глава информационного бюро НАТО в Москве

Роберт Пшель, руководитель информационного бюро НАТО в Москве, не понимает, почему идея натовского транзита вызвала такую бурю страстей. По его словам, это «недопонимание, скажем деликатно».

Пшель подчеркивает, что Россия уже много лет назад открыла свою территорию для транзита военных поставок в другом направлении — в Афганистан. Поезда с грузами НАТО следовали через Россию, в Казахстан, далее в Узбекистан и оттуда — на афганские базы. Никаких протестов это не вызывало.

«Договор о транзите существует и работает много лет», — говорит представитель НАТО. Речь идет лишь о заключении дополнительного соглашения, позволяющего воздушную переброску грузов.

«Не будет переброски солдат, — говорит г-н Пшель. — Не будет никаких летальных грузов, никакого оружия».

«Второе — вопросы, связанные с возможностью переброски наркотиков. Такой договор будет определять разные формы контроля, который нужен как нам, так и Российской Федерации. Думаю, что тут будут все возможные эффективные формы контроля».

Пшель не объяснил, как именно будет организован этот контроль, предложив дождаться соглашения между Москвой и Брюсселем. «С ответственностью могу сказать, что могут быть такие формы контроля на разных стадиях погрузки, которые полностью устроят российскую сторону», — заявил он.

По его словам, значительная часть в организации транзита будет принадлежать российским фирмам, с которыми будут заключены соответствующие договоры. Подразумевается, что это должно погасить опасения в «ползучей экспансии» НАТО и отсутствии контроля за перевозками.

Мало что меняется

Опрошенные Би-би-си военные эксперты также не находят возражения противников идеи транзита через Россию обоснованными.

По мнению Александра Храмчихина из Института военного и политического анализа в Москве, существование полноценной военной базы в России создало бы массу проблем самому Альянсу.

«Под данную задачу создается своя транспортная сеть, где естественным перевалочным узлом является какой-либо пункт на территории России. Например, Ульяновск. Разумеется, это не является базой. Очевидно, это не обойдется без какого-либо количества военнослужащих НАТО. Но, тем не менее, это не будет военной базой», — говорит он.

«Если бы в Ульяновске действительно была военная база, то это бы создало больше проблем НАТО, чем России, потому что она превратилась бы в заложника, а не в угрозу России. В случае военного конфликта весь военный состав и техника, находящиеся на этой базе, стали бы безвозвратной потерей», — считает эксперт.

Вадим Козюлин, эксперт по военному сотрудничеству в ПИР-центре, допускает возможность превращения транзитного пункта в военную базу, но подчеркивает, что это может быть сделано только с согласия властей России, а оно в этом вопросе маловероятно.

«Если бы в Ульяновске действительно была военная база, то это бы создало больше проблем НАТО, чем России, потому что она превратилась бы в заложника, а не в угрозу России»
Александр Храмчихин, эксперт Института военного и политического анализа

«Ситуация с Ульяновском мало что меняет, — считает эксперт. — Через российскую территорию уже идут грузы в Афганистан. Если говорить о натовском сапоге, то он уже в каком-то виде присутствует на нашей территории. Лучше, чтобы он присутствовал на нашей территории, которую мы контролируем, нежели если база будет открыта там, где мы не сможем этого сделать — в Казахстане или Узбекистане. Это будет уже реальная головная боль для России».

Ульяновские коммунисты готовы возразить. Историю с транзитом в направлении Афганистана тут считают неподтвержденной, полагая, что она может быть вброшена в информационный оборот намеренно, чтобы ослабить возражения несогласных.

А в способность российского государства сопротивляться экспансии НАТО Наири Чатинян не верит. «Кто сказал, что сегодняшняя Россия в ее экономическом, геополитическом, военном состоянии может что-то диктовать США? С разрушенным ВПК и деморализованной армией, с остановившимися заводами? Мы — слабо, плохо, криво — но как-то охраняем свои границы. Зачем же пускать врага в стратегическую глубину страны?»

Удачный пас патриотам

Эксперты подчеркивают, что российские власти пожинают плоды собственной антинатовской риторики, широко использовавшейся в последние годы.

«Сегодня эти лозунги, которые хорошо ложатся на российскую аудиторию, работают против властей. У тех, кто выступает против базы в Ульяновске, не так-то много было бы аргументов, но вот этот был выдан на руки как хороший пас в футбольном матче, который приняли, обработали и сегодня пытаются забить в кремлевские ворота», — говорит Козюлин.

В дискуссии о желательности и допустимости транзитного пункта в Ульяновске почти не слышен голос местных властей. Представитель губернатора Ульяновской области Сергея Морозова отклонил просьбу Би-би-си объяснить, в чем могут состоять экономические выгоды такого соглашения для региона.

Коммунист Чатинян считает достижением уже то, что протесты против соглашения с НАТО стали общероссийскими новостями, и предлагает провести региональный референдум по этому вопросу.

Но за последние десять лет референдумы в России почти не проводились, так что шансов на воплощение этой инициативы почти нет. «События последних лет показывают, что федеральная власть не собирается ни с кем договариваться. Если они приняли решение, они будут продавливать его», — признает Чатинян.

Это не значит, что протесты в Ульяновске будут бесплодными. Для консервативного региона демонстрации протеста в несколько тысяч голосов — явление беспрецедентное. Пока Кремль пытается представить оппозиционные настроения в Москве как нечто изолированное, митинги на родине Ильича подчеркивают разочарование в местных и федеральных властях вдалеке от столицы.