https://www.funkybird.ru/policymaker

США и казахи выводят Ульяновск с афганского маршрута

США и Казахстан рассматривают идею расширения объемов грузоперевозок военного назначения из Афганистана и обратно по территории Казахстана. Центральным пунктом консультаций по этому вопросу стал каспийский порт Актау. Об этом пишет портал EurasiaNet.org.

По данным издания, казахстанские власти желают превратить Актау в один из крупнейших в регионе транзитных узлов за счет расширения порта, увеличения пропускной способности аэропорта по количеству грузовых перевозок и сооружения новых железнодорожных линий в Туркменистан и Иран. Кроме того, власти намереваются интегрировать свои планы в отношении Актау в продвигаемую США стратегию «Нового Шелкового пути», направленную на создание региональной транзитной сети «с целью стабилизации ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских и натовских войск».

Как отметил в интервью изданию Биржан Канешев, заместитель акима (губернатора — прим. ИА REGNUM) Мангистауской области, административным центром которой является Актау, средство достижения поставленной цели руководство Казахстана видит в военном сотрудничестве с США в рамках функционирования Северной сети поставок (ССП). «Это хорошая возможность для американских военных транспортировать свои грузы через наш порт и аэропорт…А мы приобретем хороший опыт в организации мультимодальных транспортных перевозок, которые мы пока не практиковали в Казахстане, — отметил чиновник. — Это прекрасный способ создать совместные предприятия с американской стороной, с логистическими компаниями, и приобрести опыт в данной сфере. Они могут передать опыт и технологии, создать системы информационных технологий, обучить персонал».

По мнению казахстанских чиновников, Актау для НАТО более удачная альтернатива транзитному узлу в российском Ульяновске. «Кратчайший путь в Европу (из Афганистана — прим.ред.) лежит через Актау, — заметил Канешев. — До Ульяновска далеко»; используя же Актау, США «смогут сэкономить массу денег».

Официальный представитель МИД Казахстана отказался прокомментировать изданию вопрос, касающийся непосредственно переговоров по Актау. Однако ведомство предоставило EurasiaNet.org заявление, в котором говорится: «За период 2009-2011 гг. из США и Европы через порт Актау в Афганистан было отправлено 15430 контейнеров, т.е. большая часть грузов, транспортируемых по ССП».

«Казахстан готов внести свою лепту в реализацию инициативы «Нового Шелкового пути» в виде новых проектов. Одним из таких проектов является создание Транспортно-логистического центра (ТЛЦ) в морском порту Актау, — говорится далее в заявлении. — Он может стать составной частью маршрута Казахстан-Туркменистан-Афганистан в составе «Нового Шелкового пути», связывающего Центральную и Южную Азию».

Автор материала приводит свои соображения по вопросу ССП: «Пентагоновские стратеги активно изыскивают возможности расширения своих альтернатив в рамках ССП, поскольку проблемы с организацией транзита по территории Пакистана и, в меньшей степени, Узбекистана, уже привели к задержкам и приостановкам в работе существующих транзитных маршрутов. Среди рассматриваемых вариантов — потенциальное обустройство транзитных узлов в России и Индии. Учитывая географический фактор и ненадежность участия Узбекистана в работе ССП, можно предположить, что увеличение количества грузов, транспортируемых через Актау, будет означать увеличение транзита в Афганистан по территории Туркменистана».

Однако пока американские должностные лица не дали изданию комментариев по поводу своих консультаций с Казахстаном о транзите по ССП. «Мы стремимся вести переговоры со всеми правительствами региона о возможностях и вариантах, расширяющих для США и союзников возможности транзита и транспортировки грузов в Афганистан и обратно, в число которых входит и Актау», — отметил в интервью порталу военный атташе посольства США в Астане полковник ВС США Роберт Тимм.

«Они планируют развивать у себя данный мультимодальный транзитный центр, — добавил он. — Поскольку эти планы создают для нас определенные возможности, мы заинтересованы изучить данный вопрос».

Далее издание пишет: «Американские дипломаты давно, еще до создания ССП, усмотрели наличие потенциала в Актау. Одна из обнародованных Wikileaks дипломатических депеш от 2009 года называлась «Стратегическое значение морского порта Актау». В другой, от 2008 года, роль Актау на «Новом Шелковом пути» сравнивалась с ролью Самарканда на древнем Шелковом пути: «По сравнению с Алматой и Астаной Актау пока еще сонный городок. Однако он располагает значительным потенциалом роста, особенно когда нефть Тенгизского и Кашаганского месторождений пойдет на Запад. Казахстан видит в Актау потенциальную «столицу» Каспийского региона, транспортный узел, центр регионального сотрудничества в сфере образования и даже туризма. Если транскаспийский маршрут — это новый Шелковый путь для Центральной Азии, то Актау вполне может стать его Самаркандом».

В то время, пока Казахстан и Россия торгуются, Исламабад, по мнению директора Бюро стратегических коммуникаций Дмитрия Поликанова, изложенному в газете «Коммерсант» от 18.05.2012, «завершает бодаться с США, улаживает коммерческие вопросы и возобновляет транзит. Россия же получает четкий сигнал, что свет на ней клином не сошелся».

Отметим, что концепция «Нового Шелкового пути» возникла в конце 2009 года, когда над ней начала работать группа политических и военных советников, анализировавших возможные сценарии вокруг дальнейшей судьбы Северной распределительной сети (СРС) после ухода США и НАТО из Афганистана. Как отмечал в своей статье «Терроризм и наркота: в Москву едет командующий ВС США и НАТО в Европе» на ИА REGNUM эксперт Александр Чайковский, этот проект является вторым шагом после создания «Северной сети» доставки грузов в Афганистан для освоения транзитных государств и установления контроля над ними. Концепцию проекта «Нового Шелкового пути» вместе с военными и спецслужбами разрабатывает вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS). Согласно докладу CSIS, «Новый Шелковый путь» — это трансконтинентальная торговая сеть, полностью покрывающая евразийское пространство, которая зафиксирует присутствие экономических интересов США, утвердит успех противоповстанческой кампании в Афганистане и предотвратит обратное развитие, тем самым реализуя широкие стратегические цели США. О России в концепции сказано отдельно: «Современный шёлковый путь подорвёт экспортную монополию России и обеспечит доступ к жаждущим новым рынкам Китая, Индии и Пакистана».