https://www.funkybird.ru/policymaker

Русская весна. Часть 1. Тактика Кремля

6-ое мая стало переломным днем в развитии протестного движения. В этот день рухнули надежды Кремля и их помощников в стане оппозиции на то, что массовым протестным акциям пришел конец, а недовольные граждане сосредоточатся впредь на подготовке к выборам в Мосгордуму в 2014 г. и «подвигах» местного значения типа устройства придомовых автостоянок или освещения подъездов.

6-го мая в акции приняли участие десятки тысяч человек. Итогом шествия стали ожесточенные столкновения со спецподразделениями полиции, в которых неподготовленные граждане сумели несколько часов успешно противостоять ОМОНу. Последующие события наглядно доказали, что протестные настроения граждан находятся на подъеме:

* 7-го мая начались народные гуляния, завершившиеся установкой бессрочного лагеря на Чистых прудах, после разгона 16-го мая перенесенного в Кудринский сквер.
* 9-го мая во время шествия по Тверской к КПРФ присоединились сотни обычных граждан и политических активистов из т.н. «несистемной оппозиции», которые, стихийно образовав собственную колонну, прошли до Лубянки, скандируя лозунги «Путин- вор» и «Полиция с народом, не служи уродам».
* 13-го мая состоялась «контрольная прогулка» по Бульварному кольцу, организованная писателями, которая собрала по разным оценкам от 10 до 20 тысяч человек.

На смену Русской зиме, ставшей временем рождения гражданского общества страны, и затянувшемуся политическому межсезонью в марте-апреле пришла, наконец-то, Русская весна.

В данный момент необходимо проанализировать существующую ситуацию, а также историю развития «зимних протестов», чтобы не повторить ошибок, чуть не приведших к полному затуханию протестной волны в марте-апреле. И очень важно понимать тактику, избранную кремлевскими политтехнологами.

Часть 1. Тактика Кремля

После событий 6-ого мая Кремль находится в состоянии если не паники, то растерянности.

Постоянный рост протестных настроений в обществе и начинающееся брожение в рядах сотрудников правоохранительных органов, принуждаемых разгонять не футбольных хулиганов или «профессиональных» революционеров, а обычных граждан, совершенно обоснованно дают основания предполагать то, что уже следующая крупная акция оппозиции может привести к падению режиму.

В столь критической ситуации Кремль избрал тактику, состоящую из 2 основных частей:

* Изоляция непримиримых лидеров оппозиции
* «Открытый диалог с властью» + кулуарные переговоры с «умеренными» лидерами оппозиции

И все действия Кремля осуществляются как раз таки по этому плану:

1. Непримиримые лидеры оппозиции

9-ого мая А. Навальный и С. Удальцов получили по 15 суток административного ареста, 17-го мая И. Яшин, накануне задержанный в Кудринском сквере, получил 10 суток.

Это очень показательно — ведь после «стояния в фонтане» 5-ого марта все вышеперечисленные лица были оштрафованы. С. Удальцов хоть и получил 10 суток ареста за попытку организации несанкционированного шествия после митинга 10-го марта, однако после подачи апелляции (подкрепленной объявленной Удальцовым сухой голодовкой) арест был заменен на 1000 рублей штрафа.

Очевидно, что на фоне затухающих протестов в марте-апреле Кремль достаточно мудро решил об отсутствии необходимости создания вокруг лидеров оппозиции ореола мучеников и всегда выпускал их на свободу. Сейчас же ситуация изменилась коренным образом. На подъеме протестной волны Кремль предпочитает изолировать наиболее влиятельных лидеров оппозиции.

Помимо, собственно, административного ареста Кремль активно разрабатывает возможность привлечения непримиримых лидеров оппозиции к уголовной ответственности за организацию массовых беспорядков. На данном этапе производится кампания по обработке общественного мнения с помощью СМИ. Одним из самых активных участников кампании является «правозащитница» Ольга Костина, без устали обличающая организаторов шествия: «Я не могу сказать, стоило ли возбуждать уголовное дело по статье 212 (массовые беспорядки), или же Удальцова и Навального можно было бы обвинить в менее тяжких преступлениях… Господин Удальцов — а я сужу по тем кадрам, которые видела — с самого начала привел группу людей, которая была готова к организации беспорядков и столкновению с полицией… И я думаю, что он, воспользовавшись таким послаблением со стороны законной власти, и устроил то, что устроил. Считаю, что у власти не остается другого выхода, если она не хочет получать это в постоянном режиме».

Напомню, что супруг «правозащитницы» — Константин Костин — уже много лет в поте лица трудится на ниве кремлевской пропаганды под крылом В. Суркова, возглавляя с сентября 2011 г. Управление внутренней политики президента РФ, занимающееся как раз таки вопросами идеологии, пропаганды, курирования СМИ и др. А сама гражданка Костина находит время для самой разнообразной деятельности на службе Кремлю:

* основатель «независимой» правозащитной организации «Сопротивление»
* член Общественной палаты
* председатель Общественного совета по ГУ МВД по Москве
* доверенное лицо кандидата Путина в кампании 2012 г.

На 25-ое мая назначено заседание по делу С. Удальцова, обвиняемого избиении активистки Молодой Гвардии Единой России Анны Поздняковой, якобы имевшем место на прошедшем 21 апреля в Ульяновске митинге против размещения базы НАТО.

2. «Диалог с властью»

Наглядным подтверждением избранной Кремлем тактики является срочное возвращение на политическую сцену представителей т.н. «конструктивной» оппозиции — М. Прохорова и А. Кудрина.

Данные «оппозиционеры» после спада протестной активности в марте месяце со вздохом облегчения сняли с себя белые ленточки и вернулись к привычной деятельности.

М. Прохоров на прощание призвал сторонников сосредоточиться на региональных и местных выборах: «Будем реалистами. Впереди у нас несколько лет без справедливых выборов на федеральном уровне», а заодно и поведал о бесперспективности дальнейших протестных акций: «Выборы — наш главный инструмент перемен, потому что ресурс уличного протестного движения, митингов и маршей исчерпан.»

А. Кудрин создал Комитет гражданских инициатив, который должен был объединить оппозиционно настроенных общественных деятелей либерального крыла и заниматься выработкой предложений по «важнейшим» для сегодняшней России вопросам типа «публикации детальной криминальной статистики» или «по трансформации «дикого» рынка платных медицинских услуг в систему обеспечения качественной помощью всех категорий граждан».

Вечером 5-ого мая Кудрин в своем твиттере поведал об отказе от участия в шествии 6-ого мая: «Митинги — не моя стихия. Я участвую, когда форме митинга нет альтернативы. Так было на Сахарова и Болотной. 6 мая будет иначе.»

После событий 6-ого мая «самый инновационный олигарх России» и «лучший министр финансов года» (по версии журнала «Euromoney») вновь были направлены Кремлем в стан врага. Синхронность пробуждения в них оппозиционного духа именно 11-го мая говорит о том, что окончательное решение об их возврате на поле игры принималось, судя по всему, 10-го — т.е. в первый рабочий день после длинных майских выходных.

11-ого мая М. Прохоров разместил пост в своем блоге, где безжалостно раскритиковал как власть, так и представителей оппозиции и призвал стороны к спокойствию: «Лично я буду сохранять в первую очередь здравый смысл и думать не о личных амбициях, а о судьбе наших граждан и страны в целом. Нам всем сейчас нужно восстановить спокойствие в головах и в городах.»

Вскоре штаб молодежного движения сторонников Прохорова «Новое Время» установил столик в лагере оппозиции на Чистых прудах, а юная сторонница Прохорова раздавала ленточки «Нового Времени» и поясняла интересующимся, что Михаил Дмитриевич сейчас путешествует по регионам страны и знакомится с жизнью и проблемами россиян на местах.

Позиция А. Кудрина и вовсе выглядит, мягко говоря, непоследовательной:

7-го мая экс-министр финансов однозначно высказался по поводу требований оппозиции: «Призывы Удальцова протестовать с целью отмены инаугурации деструктивны. Я не ходил на президентские выборы, но их результаты не оспариваю.»

Но уже 11-го мая Кудрин выступил с критикой не только оппозиции, но и власти: «6 мая радикалы, облеченные властью, фактически сорвали согласованный митинг, загнав участников марша в ‘узкое горло’, ведущее на Болотную, а радикалы из числа митингующих применили насилие по отношению к полицейским.» и также призвал к спокойствию: «Необходимо немедленно вернуть митинговую активность в нормальное русло, опыт предыдущих манифестаций на Болотной и Сахарова показывает, что это возможно.»

18-го мая Кудрин бесстрашно заявил в эфире радиостанции «Финам-FM» о том, что он находится в оппозиции к своему бывшему коллеге по работе в мэрии г. Санкт-Петербургу, а ныне трижды президенту В. Путину. В этой же передаче экс-министр финансов также сообщил о том, что, по его мнению, «национальный лидер» готов пойти на диалог с оппозицией, а в качестве награды посулил оппозиции досрочные парламентские выборы: «Проведение новых выборов через какое-то время, которое может быть обсуждено в диалоге с оппозицией, было бы очень серьезным, хорошим шагом по оздоровлению политической ситуации в стране». При этом Кудрин не позабыл сделать оговорку о том, что необходимости проведения новых президентских выборов нет.

Таким образом, на фоне устранения непримиримых лидеров оппозиции стоит ожидать возобновления в ближайшем времени т.н. «открытого диалога с властью», в формате которого протестное движение будут представлять «конструктивные» и «умеренные» деятели. А в рамках «открытого диалога» общественности будут озвучиваться достигнутые в кулуарном режиме договоренности.

Выводы

После 6-ого мая политическая ситуация в стране резко изменилась. Трон «сильного лидера великой страны» зашатался как никогда прежде. И вновь режим, прекрасно осознавая иллюзорность своей стабильности и полное отсутствие социальной базы, вынужден идти на уступки.

Вопрос в том, будет ли гражданское общество и впредь играть по правилам кремлевских политтехнологов и позволит ли в условиях изоляции непослушных лидеров оппозиции нескольким мечтающим о собственной партии и губернаторском кресле согражданам «слить» протест так, как они это умело сделали в марте месяце.