https://www.funkybird.ru/policymaker

Литва: кампания по героизации нацистского преступника

«Практически ни одно из прибалтийских государств, к сожалению, не удержалось от возможности торжественно перезахоронить какого-нибудь нацистского пособника», – заявил газете ВЗГЛЯД историк Александр Дюков по поводу торжеств, намеченных в Литве на 20 мая. Там воздадут почести праху главы коллаборационистского правительства, существовавшего при Гитлере.

На воскресенье в литовском городе Каунас, довоенной столице Литвы, намечена торжественная церемония перезахоронения останков Юозаса Брайзайтиса (настоящая фамилия – Амбразявичюс) – главы временного правительства республики, которое просуществовало во время немецкой оккупации несколько месяцев в 1941 году. Прах Амбразявичюса будет торжественно сопровожден в костел Воскресения Христа в Каунасе и помещен в колумбарий во дворе костела.

Средства на перезахоронение выделило правительство Литвы. Однако, по данным прессы, чиновники не будут присутствовать на официальных мероприятиях.

«Изначально LAF был антисемитской организацией. Они планировали уничтожение целых категорий населения»
После работы во временном правительстве в 1941 году с приближением советских войск Амбразявичюс сменил фамилию на Бразайтис, а в 1944 году бежал в Германию. В 1951 году он переехал в США, где и умер в 1974 году.

Как передает «Интерфакс», накануне мэр Каунаса Андрюс Купчинскас встретил в Вильнюсе останки Амбразявичюса, которые привезли из США. Он заявил, что для Литвы память об этом человеке очень важна. «Мы как нация должны оценить усилия нашего временного правительства по восстановлению независимости государства. Мне кажется странным, что при отсутствии официальных доказательств пытаются отождествлять уважаемого Амбразявичюса-Бразайтиса с пронацистской деятельностью», – сказал мэр.

На намеченные события в Литве с возмущением отреагировала Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Там отметили, что акция выглядит «особенно кощунственно» «спустя всего неделю после празднования 67-летия Победы в Великой Отечественной войне».

ФЕОР напомнила, что планы «решения еврейского вопроса» в Литве были подготовлены еще до вторжения немцев. Планы готовил основанный литовскими эмигрантами под контролем гитлеровцев в Берлине в ноябре 1940 года штаб LAF (Литовский фронт активистов). Преследование, в том числе и массовые казни евреев в Литве, начались в первые же часы нацистской оккупации.

«До конца июня 1941 года евреи уже составляли значительную, если не самую большую часть гражданских лиц, убитых во время первого этапа войны. Именно правительство Амбразявичюса уже 30 июня 1941 года приняло решение о создании концлагеря для евреев – первого концлагеря на территории, оккупированной нацистами», – напомнили в Федерации. Этот исторический документ размещен на сайте российского фонда «Историческая память».

Как сообщили в ФЕОР, к концу 1941 года были истреблены более 180 тысяч евреев Литвы. К количеству евреев, убитых до принятия решений Ванзейской конференции 1942 года, добавились еще от 25 до 30 тысяч евреев, убитых в Литве затем – до 1944 года.

«В целом за время Второй мировой войны нацистам и их пособникам удалось уничтожить 95% довоенного еврейского населения страны. Значительную роль в этих ужасных событиях сыграл и Ю. Амбразявичюс, чьи останки так торжественно перезахоронят в Каунасе», – говорится в заявлении ФЕОР.

В российском фонде «Историческая память», который уделяет особое внимание советскому периоду истории прибалтийских государств, «торжественное перезахоронение нацистского пособника Амбразявичюса» назвали «надругательством над памятью о жертвах холокоста». Там обратили внимание и на то, что программа мероприятий включает в себя научную конференцию и премьеру посвященного Амбразявичюсу документального фильма.

В интервью газете ВЗГЛЯД глава фонда «Историческая память», российский историк Александр Дюков рассказал, почему подобные торжества должны быть неприемлемы для стран, причисляющих себя к просвещенным и демократическим.

ВЗГЛЯД: Александр Решидеович, акции, подобные нынешнему перезахоронению Амбразявичюса, случались в Прибалтике и раньше. Почему именно эта вызвала у вас такое возмущение?

Александр Дюков: Потому что это по-настоящему возмутительное событие – перезахоронение человека, прямо причастного к массовым преступлениям, уничтожению евреев в 41-м году. На мой взгляд, подобные торжественные мероприятия, которые спонсируются литовским правительством, просто невозможны в цивилизованном демократическом европейском государстве.

Да, практически ни одно из прибалтийских государств, к сожалению, не удержалось от возможности торжественно перезахоронить какого-нибудь нацистского пособника. Однако в Латвии и Эстонии это происходило в тот период, когда они еще не были членами ЕС.

Данная ситуация выглядит вопиюще. В государстве – члене ЕС, в государстве, которое по идее должно быть нетерпимым к холокосту, на официальном уровне происходит не просто перезахоронение нацистского коллаборациониста. Происходит целая последовательная его героизация.

Запланирована международная научная конференция с участием представителей официальной исторической комиссии Литвы. На государственные деньги снят фильм, героизирующий Амбразявичюса. Мы видим, что, например, в Латвии 16 марта маршируют эсесовцы, однако даже там сейчас невозможно представить, чтобы торжественно перезахоронили нацистского коллаборациониста. Это просто невозможно. Есть какие-то рамки приличия, и литовские власти вышли за них достаточно далеко.

ВЗГЛЯД: Мэр Каунаса призвал отдать должное временному правительству «за усилия по восстановлению независимости государства»…

А.Д.: Героизация временного правительства Литвы, которая последовательно осуществляется нынешними властями, является неприемлемой по той простой причине, что временное правительство Литвы было создано так называемым Фронтом литовских активистов (LAF).

Не секрет, что у них были цели, которые можно воспринимать как справедливые. Например, борьба с советской властью. Но при реализации ее они зашли так далеко, что их деятельность не может быть оправдана.

Я поясню. В 40-м году Литва была присоединена к Советскому Союзу. В том же году бывшим послом Литвы в Берлине Казисом Скирпой и был создан LAF. Это была праворадикальная организация, которая, с одной стороны, ставила своей задачей борьбу с СССР, а с другой – ориентировалась на Германию.

Изначально LAF был антисемитской организацией. Они планировали уничтожение целых категорий населения. И оправдание, что у них были благие помыслы, о чем мы слышим с литовской стороны достаточно часто, на мой взгляд, оправданием не является.

Это была организация в столь же большой степени преступная, как организация украинских националистов. Летом 41-го года после нападения Германии на Советский Союз у них появилась возможность воплотить свои планы в жизнь. Они их воплотили. Например, решение временного правительства Литвы о создании еврейского концлагеря.

Одновременно с этим под командованием полковника Бобялиса был создан литовский батальон, чьи солдаты наравне с нацистами летом 41-го года участвовали в уничтожении евреев и просоветски настроенных литовцев. То есть преступления были запланированы вполне самостоятельно.

ВЗГЛЯД: Мэр Каунаса подчеркивает, что подкомитет конгресса США, расследовавший деятельность временного правительства Литвы, в 70-х годах не нашел оснований предъявлять Амбразявичюсу обвинения.

А.Д.: Данное заявление чисто демагогическое. Решение конгресса – это решение политическое. В условиях холодной войны конгресс США хотел использовать литовских националистов, в том числе для борьбы с СССР.

Мы должны исходить из исторических фактов. Есть документы, свидетельствующие о преступлениях. Мэр Каунаса утверждает, что их нет. Эти документы неоднократно публиковались литовскими историками, в том числе в трудах официальной международной комиссии по расследованию ущерба, нанесенного советской и нацистской оккупациями. Эти документы опубликованы на литовском языке. Выдержки из них неоднократно публиковались на английском языке. Перевод ключевого документа на русском языке был опубликован в пятницу на нашем сайте. С ним можно ознакомиться. Эти документы есть, что бы ни говорил мэр Каунаса.