https://www.funkybird.ru/policymaker

Виктор Геращенко о Чистых прудах

Бывший председатель Центрального банка Виктор Геращенко обсудил со Slon действия полиции и протестующих во время и после «Марша миллионов», заодно досталось и правительству:

– Вы считаете, что происходящее на бульварах – это глупость и идиотизм.

– То, во что все выливается, на мой взгляд, глупость. Глупость юности, которой не хрена делать. Ходить по бульварам, вместо того чтобы учиться или работать. Сидят и гадят общественные места. Зачем?

– Может быть, они хотят высказать свою точку зрения…

– Высказывать надо было раньше. Надо было говорить, что в третий раз не надо становиться президентом, да еще на шесть лет. Голосовать надо было по-другому. Страна-то проголосовала как?

– Есть вопросы к подсчету.

– Вы мне еще расскажите, как проходили советские выборы. Единым фронтом. Я вам смешной случай расскажу. У нас отец работал в МИДе с 1944 по 1948 год. Тогда проводились все эти мирные конференции, он был зав. экономическим отделом, его в Москве все время не было. А мы живем на пятом, последнем этаже. Кстати, без лифта. И у нас управдом – такая женщина хозяйственная – все говорила: «Скиньте снег с крыши, а то наступит март и потечет». А он все время ходил и обещал. А потом были выборы, и он пришел к ней: «Анастасия Васильевна, вы почему на выборы не идете, уже 12 часов дня, все проголосовали». – «А я вам что говорила? Снег счисти. Я не пойду голосовать, потому что протечка начинается». И он в своем кожаном пальто и сапогах полез на крышу с лопатой и стал скидывать снег. Было воскресенье, дворники все были пьяные после участия в общенародных выборах. А после этого она сказала: ну ладно, пойду голосовать. Надо всего добиваться вовремя. А сейчас устраивать, пардон, бивуак с сопляками… Я извиняюсь, я старый человек и, может, не так говорю, но я даже по своим внукам смотрю. Им зачастую наплевать на многие вещи, и это плохо. Плохо для страны. Плохо для желания вносить изменения в нашу жизнь – социальную, политическую, экономическую. А выйти и рассесться там, чтобы Чистые пруды стали Грязными прудами – это глупость.

– Вам не кажется, что бивуак на Чистых прудах был спровоцирован действиями полиции? Ну ходят хипстеры по бульварам, зачем за ними бегать?

– Когда я менял машину, я пытался сохранить номер, который считался непростым. С буквами «МР» – милиция России. И вот когда придумали эту глупость – милицию менять на полицию – население в основном было против. Оно же не против слова «полиция», которое было до революции. Они против того, что у всех слово «полиция» ассоциировалось с теми предателями, которые во время войны становились полицаями. Какого хрена лезть против общественного мнения?! Я вот сейчас не знаю, мне буквы «МР» менять на «ПР» или нет? Но я не буду, потому что люди, которые стоят на дороге с палками, понимают, что этот номер получен еще «тогда», хотя никаких фонарей и пропусков у меня нет.

– Действия полиции, по вашему, разумны и адекватны? Или это такая же глупость?

– Замена милиции на полицию была правильная вещь или глупость? Человек, который хотел чем-то быть за четыре года… Какая была у нас полиция, такая и осталась. Никуда от этого, к сожалению, не деться. Там есть много и разумных людей, и культурных. Но основная-то масса…

– То есть, от полиции ждать было нечего, и надо было самим думать?

– Я не знаю, что там было на Болотной и на Сахарова, но последняя акция – это провокация со стороны устроителей. Что они пытались сделать? Помешать инаугурации? Смешно. Я извиняюсь, но просрали выборы – сидите и молчите в тряпочку.

– Ну, общество хочет добиться гражданских свобод. Что ж ему делать?

– Что значит «гражданских свобод»? Я вот не хочу ничего делать и на все предложения куда-то пойти отвечаю «не хочу». Вот я свободен. А ходить на Красную площадь из-за того, что персональную пенсию не дали из-за этого Кудрина, – я разве буду чего-то добиваться? Если два юриста рассматривали вопрос – они высшие юристы – и не могли решить… И что? Кому это надо? Меня устраивает размер пенсии, меня не устраивает, что поступили не по закону. Ну что ж, мне теперь пойти устроить сидячую голодную забастовку, как этот кандидат в астраханские мэры? Он неглупый парень, но чуть-чуть ку-ку. Я его знаю еще по партии «Родина». Он всегда был такой… идеалист. Не экстремист, а идеалист. Я не знаю, как там выборы проходили, но смешно же. У тебя ребенку полгода, думай о нем.

– Что надо делать власти в сложившейся ситуации?

– Власти надо заняться делом. Взять тот же пример с разбившимся «Сухим», причем разбившимся на 9 мая. Почему попытка уйти от сэконд-хэнда – все летают на подержанных «Боингах» и «Эйрбасах» – окончилась так безуспешно? А где наше руководство страны?

– Правительство назначает.

– Почему они отмалчиваются? Я понимаю, что причины еще неясны, но это все наводит на разные мысли.

– На какие?

– Почему Европа объединилась и стала делать «Эйрбас», и продавать его за границу. И «Боинг» пошел вниз. А у нас что, ума не хватает, конструкторов нет, промышленности не было? Где это все? Не буду говорить, в каком месте. Но от того, что мы собрались на Чистых прудах и засрали их, ничего не поменяется.

– Так что же власти-то предпринять?

– Не создавать правительство из людей из одного дворика, где они в детстве играли в футбол. Этого никогда в Советском Союзе не было. При Брежневе даже. У него было 10–12 человек, но и то, на помощнических, организационных должностях. А по отраслям промышленности работали только те, кто знал отрасль. А у нас что? Министр транспорта говорит: у нас взлетно-посадочные полосы…. А ты где, жопа, столько лет (неразборчиво). Ты почему до сих пор в отставку не подал? А самолеты бьются. С хоккейной командой или без. Гнать взашей надо. На кой хрен нам такие члены правительства? Как так – министр образования – причем объединили так, как никогда не было: высшее и школьное – никогда нигде не преподавал. Ну ладно, у него папа – член-корреспондент. А брат возглавил федерацию футбола, хотя не отличает теннисный мяч от футбольного. Ну на кой хрен такой министр?!! Все ругают этот ЕГЭ. Нет, настаиваем, что он должен быть. Ну нельзя же страну доводить до идиотизма.

– Оппозиционным лидерам как надо изменить свое поведение, чтобы чего-нибудь добиться?

– Я бы сказал оппозиционным лидерам: поймите, если у вас не будет единой платформы и единого кандидата, ничего вы не выиграете. У вас нет желания победить, найти компромисс – каждый сам за себя, каждый очень умный. И что? У нас в обществе есть определенное противостояние. Взрослое поколение, чтоб не сказать старое, ходит на парады. А вы посмотрите – почти ни у кого нет боевого ордена. У всех памятные медали. У меня отец получил орден в 44 году, когда приехал из Югославии. А второй ему дали, когда было 50 лет Победы, но это, считай, не орден – это памятный знак. Зачем вы девальвируете орден Отечественной войны? У вас совесть есть? Я имею в виду – у власти. Вы чё делаете с населением?

– Ну вот население и выходит..

– Оно выходит не поэтому.

– Почему?

– Побузить хочется. Диплом купил и надо себя проявлять. Эта игра в политику меня, пардон, бесит. Что со стороны власти, что со стороны так называемых демократов.