https://www.funkybird.ru/policymaker

«Время, когда Чечня могла просто попросить денег в Кремле, ушло»

На фоне затишья в Белом доме и неопределенности с новым правительством стало известно, что президент Чечни Рамзан Кадыров отправил в отставку все свое правительство. Как пояснил Кадыров, для решения «новых задач» Чечне нужны «новые подходы, стратегия и тактика». Эксперт Накануне.RU, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, главный редактор журнала «Кавказская политика» Максим Шевченко уверен, что одна из этих новых задач — минимизация федеральных дотаций Чечне. О этом, а также о том, как изменится «кавказская политика» нового правительства Владимира Путина, Максим Шевченко рассказал корреспонденту Накануне.RU.

Вопрос: Накануне стало известно, что Рамзан Кадыров отправил в отставку все правительство Чеченской республики, с чем, по-Вашему, это могло бы быть связано?

Максим Шевченко: Таким образом Рамзан старается синхронизировать жизнь Чеченской республики с политической жизнью страны, подчеркивая, что республика – неотъемлемая часть страны. Так как правительство РФ ушло в отставку, то и Рамзан отправил в отставку свое правительство. Это самое разумное и самое понятное объяснение, потому что сейчас в Белый дом приходят люди другого склада, либералы, и необходимость согласовать эти процессы есть.

Вопрос: Вы считаете, что таким образом Кадыров подстраивает свое правительство под обновленное либеральное правительство, которое может прийти? Оно и сейчас достаточное либеральное.

Максим Шевченко: Это нормально, просто вы такое слово употребляете, «подстраивает», оно придает некую негативную и ироническую коннотацию.

Вопрос: Некоторые уже предположили, что Москва собирается прислать Кадырову «своего» премьер-министра в правительство. Как Вы считаете, это имело бы смысл?

Максим Шевченко: Если спросят меня, то я за то, чтобы председатель правительства Чеченской республики назначался по согласованию и желанию руководителя Чеченской республики. Задача в том, чтобы в других субъектах, особенно в национальных, имеющих достаточно широкие полномочия, в республиках, прекратилось нашествие «варягов». Власть может пригласить какого угодно специалиста, он может быть чеченец, даже иностранец, если это хороший специалист, порядочный человек — ради Бога, но когда в регион присылают председателя правительства и говорят, вот вам человек, работайте с ним — эта практика постыдна, мне кажется с назначением «варягов» пора заканчивать, она неэффективна и порождает коррупцию: приезжают временщики, вроде Воробьева, который в Ингушетию был отправлен председателем правительства. Приехал человек на два года, какая у него может быть системная ответственность перед регионом, когда регион для него лишь стартовая площадка для карьеры в каком-нибудь Минкомспорта, а Кавказ ему нужен только как некая карьерная звездочка: работал на Кавказе, в «горячем месте»? Мне кажется, утверждать главу правительства Чеченской республики должен президент Чеченской республики, этот человек должен адекватно работать и с Кадыровым, и с Хлопониным, и с федеральным центром.

Вопрос: Какие могут быть новые задачи перед правительством Кадырова, возможно ли, что полностью изменится политика на Кавказе?

Максим Шевченко: Новые задачи — это секрет полишинеля для тех, кто дает себе труд посмотреть на Кавказ, а не заниматься выдумками и конспирологией. В июне прошлого года закончилась федеральная программа по восстановлению Чеченской республики, закончился авральный период. За это время республика сделала очень многое, буквально из пепла восстановила разрушенные города, инфраструктуру, построила дома, создала нормальные, получше, чем во многих регионах России, условия (просто за счет того, что восстановление проходило под контролем власти, хотя коррупционные явления были). Теперь приходит период нормальной жизни: поиска инвестиций, работы с банками, бизнес-системами. Система, при которой можно было просто в Кремле попросить денег, ушла в прошлое. Тогда такой подход (дотационный, – прим. Накануне.RU) был разумным, республика лежала в руинах. Прошла «авральность», теперь нужны новые подходы, и Рамзан Кадыров понимает, что нужны новые кадры, которые будут работать над инвестиционными проектами и бизнес-кластерами.

Вопрос: Будет сокращение бюджетного финансирования?

Максим Шевченко: Слово «финансирование» вас вводит в заблуждение. Была федеральная программа по восстановлению Чеченской республики, эта программа закончилась в прошлом году. Чеченская республика получает такое же финансирование, как любой другой регион, в зависимости от потребности их для нормальной жизни, безусловно, с учетом того, что до конца некоторые послевоенные проблемы еще не решены. Это регион, который лежал полностью в развалинах, где нет семьи, в которой нет убитых или искалеченных, дети рождаются с генетическими заболеваниями, вода и почва на территории отравлены вследствие массированных бомбардировок, до сих пор до конца не разминированы некоторые районы.

Вопрос: Но в таком случае одни будут говорить, что Москва «украла» лозунг «Хватит кормить Кавказ», а другие, что Чечня перестанет быть лояльной с частичным уходом федеральных средств.

Максим Шевченко: Эти журналистские домыслы, что Москва платит Кадырову за безопасность — это чушь. В Чечне есть достаточное количество богатых чеченских бизнесменов, Руслан Байсоров, Хусейн Джабраилов и прочие, которые счастливы помочь, инвестировать средства в свою родину, поскольку они патриоты чеченского народа. Думаю, что разговоры о плате за лояльность постыдны и недостойны профессии журналиста.