https://www.funkybird.ru/policymaker

Москва смогла «укротить» Лукашенко

Информационная война против президента Белоруссии была призвана заставить его вступить в Таможенный союз, уверен эксперт.

Свой первый «международный» визит новоизбранный президент Владимир Путин совершит в Белоруссию — вчера об этом было объявлено уже официально. «Международный» — в кавычках — потому что язык откровенно не поворачивается лепить это клише, когда речь идет о визите к братскому народу и в страну, границы с которой де-факто условны.

Но было время, еще не так давно, когда элиты со стороны Москвы и Минска делали, кажется, все возможное, чтобы перебороть логику. Достаточно вспомнить дурнопахнущие информационные «выпады» — как с российской, так и с белорусской стороны. Сам «батька», надо сказать, избрал для общения с Москвой имидж рисковый — дружелюбие и открытость, замешанные на строгости и верности своей позиции. Было время, когда казалось, что «мы его теряем», но в нужный момент крышка кипящего котла отодвигалась, пар противоречий уходил в атмосферу и Москва с Минском снова приходили к солидарному мнению, что бывали времена и хуже и подлее.

Конечно, оттого, что Владимир Путин в первую очередь посетит именно Минск, а не Кэмп-Девид, вовсе не стоит ожидать, что отныне мы на международной арене будем выступать, держа в уме позицию Белоруссии — например, вряд ли замолвим словечко против санкций Запада, заметно отравляющих экономику братского государства. Собственно об этом прямым текстом заявил и новый государственный секретарь Союзного государства РФ и Белоруссии Григорий Рапота в интервью «Коммерсанту». «Санкции отравляют жизнь. Не придают хорошего настроения. Создают конфликтные ситуации. Но они не отравляют отношения России и Белоруссии. У нас одинаковые позиции. Они просто не способствуют развитию отношений с той же Западной Европой. Мы заинтересованы в том, чтобы эти отношения развивались. Но не на любых условиях: нельзя разговаривать с партнером языком ультиматума», — заявил госсекретарь.

В конце концов, санкции — мелочь; впору пожелать белорусам, чтобы она и осталась для них самой большой неприятностью, ведь в полноценном экономическом союзе с Россией выгоды объективно больше. Да и только ли в экономическом? «Возьмем военную сферу. Достаточно упомянуть региональную российско-белорусскую группировку войск с собственным командованием. Это обеспечивает плодотворное поле для взаимодействия между российскими и белорусскими вооруженными силами. Такой степени интеграции больше у нас нигде нет. Это реальность. Возьмем гуманитарную область. Свобода передвижения белорусов по территории РФ и россиян по территории Белоруссии. У нас отсутствует пограничный контроль. Отсутствует таможенный контроль. Это позволяет жителям Белоруссии и России не чувствовать себя иностранцами на территории друг друга», — напомнил в интервью «Ъ» г-н Рапота, отметив при этом, что все интеграционные проекты должны стремиться в конечном счете именно к этому.

Конечно, нынешние экономические отношения между Белоруссией и Россией не сравнить с теми, что были между БССР и РСФСР хотя бы при Горбачеве. Но есть чему порадоваться и сегодня, уверен чиновник: «В конце прошлого года приняты прорывные решения по «Белтрансгазу», транзиту российского газа, строительству атомной станции, выделению средств из Евразийского фонда развития. У нас множество не просто проектов, а программ в рамках Союзного государства, и это только часть взаимоотношений между Россией и Белоруссией. Ведь у нас весьма активно развиваются межрегиональные связи! Создается ткань социально-экономического взаимопроникновения, которую трудно разорвать. Кто-то подсчитал, что у нас до 1000 подписанных соглашений между регионами».

Хорошо бы под это дело было тогда уж и серьезно заняться проблемой №1, которая бесспорно значительно сдерживает наращивание межрегиональных связей — коррупция и откаты. Заняться причем уже не на уровне деклараций и угроз, а реальных действий. Ведь не только слова Медведева, как показывает практика, вовсе не «отливаются в граните», но и слова Путина. Было же спрошено «где посадки». Действительно, где?

Иначе интервью с чиновниками Союзного государства будут публиковаться и далее, но в них все больше будет красивой лирики и все меньше отчетов, заставляющих радоваться, а не вздыхать.

Известный политолог, заместитель директора Института стран СНГ, заместитель председателя Межрегионального фонда президентских программ Владимир Жарихин в беседе с обозревателем KM.RU оценил перспективы российско-белорусских отношений при Владимире Путине:

— Можно ли расценить выбор Владимиром Путиным именно Белоруссии в качестве страны, куда он совершит первый визит в качестве новоизбранного президента, как сигнал, что конституционный акт о Союзном государстве России и Белоруссии уже в обозримом будущем будет подписан?

— Я бы с таким выводом все же не торопился… Мне думается, что все-таки упор сейчас делается, прежде всего, на формирование Евразийского союза, в рамках которого уже и произойдет расширение политической интеграции между нашими странами. Сама идея союзного государства при этом не теряет смысл, Евразийский союз будет содержательно «догонять» существующее де-факто Союзное государство, а после и обгонять. То есть сейчас пока что степень российско-белорусской интеграции в рамках Таможенного союза меньше, чем в рамках Союзного государства. Но я думаю, что это временно.

— Некоторые эксперты склонны считать, что механизму интеграции препятствует, в том числе, и позиция Лукашенко по вопросу признания Абхазии и Южной Осетии…

— На самом деле, когда мы признавали Абхазию и Южную Осетию — мы не ставили перед собой задачу, чтобы и весь основной мир принудить к такому шагу. Просто признание независимости этих республик было тогда с нашей стороны действенной мерой по их защите от агрессивных намерений Саакашвили. Когда Грузия разорвала с ними заключенные прежде соглашения — это стало очевидно. В итоге признание нами их суверенитета и заключение оборонительного договора спасло эти республики, мы их не оставили один на один с Тбилиси. И это оказалось уже вполне достаточным. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что за прошедшие четыре года ни один российский военнослужащий не только не погиб в Абхазии и Южной Осетии, но и не был там ранен, в отличие от прежних лет.

Так что объективной необходимости в том, чтобы все наши союзники до одного обязательно также признавали независимость Абхазии и Южной Осетии, на самом деле не было и нет, это несущественно. Раздражение же в свое время вызвал отнюдь не тот факт, что Лукашенко отказался признавать независимость Абхазии и Южной Осетии (их, например, не признал и Назарбаев, как мы знаем), а то, что Александр Григорьевич сам слишком много акцентировался на этом факте, представляя простое предложение солидаризироваться с нами как давление на него лично — мол, Москва требует. Вел лишние разговоры.

— Будет ли положен конец вялотекущей информационной войне, которая явно не способствует объединению?

— Я сейчас смотрю и наши СМИ, и Белорусские — могу сказать, что и с той, и с другой стороны уже давно не было никаких выпадов, информационные войны затихли. Но я бы не стал их называть каким-то недоразумением. В свое время с российской стороны это был процесс, если угодно, «укрощения» Александра Григорьевича. Ведь Лукашенко, что бы он ни говорил сейчас, ранее не очень-то хотел идти в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. И, к сожалению, пришлось прибегнуть к вот таким некрасивым методам, чтобы объяснить ему — другого выхода нет. Лукашенко это понял.