https://www.funkybird.ru/policymaker

Последнее слушание Трибунала

Последний процесс Гаагского трибунала начинается в среду, 16 мая. Суд скажет вступительное слово в начале слушания дела бывшего командующего армией Республики Сербской (АРС) Ратко Младича обвиняемого в геноциде и других преступлениях в Боснии и Герцеговине.

Представителей потерпевших считают, что процесс по делу Младича должен был начаться уже давно, но защита заявляла, что не готова, ссылаясь на масштабность обвинения и большой объем доказательств.

Младич назвал предъявленные ему обвинения отвратительными и чудовищными, а на предварительных допросах не раз подчеркивал, что он старый больной человек, и выражал недовольство тем, как с ним обходится судебная полиция, а также заявлял, что на суде он защищает не себя, а сербский народ и землю.

«Я генерала Ратко Младич, и во всем мире знают, кто я. Я не знаю, сколько еще проживу, знает Тот, что наверху. Я хочу жить и ощутить свободу. Я, такой как есть, защищаю свою страну и свой народ, а не Ратко Младича», — сказал обвиняемый.

Как бывший командующий генерального штаба АРС, Младич обвиняется в геноциде, преступлениях против человечности и нарушениях законов войны в Боснии и Герцеговине с 1992 по 1995 год.

16 лет он скрывался от правосудия, но был арестован 26 мая 2011 года в Сербии – в деревне Лазарево недалеко от Зренянина.

Игра или болезнь

По мнению голландского профессора права Герт-Ян Кнупса, «Младич — типичный генерал, о чем свидетельствует его поведение в суде».

«Это проблема до тех пор, пока его комментарии могут быть перенаправлены на эффективные правовые аргументы», — говорит Кнупс.

Главе организации «Матери Сребреницы и Жепы», Мунире Субашич трудно говорить о Младиче сегодня в зале суда, и о генерале, с которым она встретилась в июле 1995 года в Поточари.

«Трудно говорить. В 1995 году он был героем против невинных жертв, был генералом, а в зале суда он притворяется, что ему нехорошо, играет больного. Огромная разница», — сказала Субашич.

Она считает, что, в отличие от жертв, у Младича в Гаагском суде естьвсе права, а судебное разбирательство должно было давно начаться, чтобы не повторять случаяй бывшего президента Сербии Слободана Милошевича, который умер в 2006 году в ходе судебного разбирательства по обвинению в преступлениях, совершенных в Боснии, Хорватии и Косове.

«Уже должен был быть вердикт. Мы требовали выделить Сребреницу отдельно, поскольку есть множество доказательств и свидетелей. К этому времени уже можно было закончить и приступить к рассмотрению преступлений в Зворнике, Фоче, Власенице, Вишеграде, Приедоре, Сараево», — подчеркивает Субашич.

Психологический феномен

На предварительных слушаниях Младич говорил, что он тяжело болен, возражал против того, что ему не разрешают носить головной убор в суде, потому что ему «дует в голову вентилятор», и выразил сомнение, что суд будет справедливым, потому что ему кажется, что в его случае «прокурор не обвиняет, а судит».

Он возмутился, когда вспомнил, что в газетах писали, что в Поточари он раздал детям сладости, а когда ушли телевизионные камеры, отобрал их.

«С точки зрения психологии это интересный факт, потому что для него убийство – это ничто. Он убивает во имя принципов. Он считает, что боснийцев следует уничтожить, и что это справедливо. Выражаясь по-военному, это приказ, а отнимать сладости у детей не годится», — анализирует профессор Исмет Диздаревич.

По словам проф. Диздаревича, поведение обвиняемого свидетельствует о том, что у него нет сил признать, что он сделал, либо он сам себе назначил героем, бесстрашным вождем, который всех защищает.

Хасан Нуханович, потерявший в Сребренице отца и брата, говорит, что не следует придавать слишком большого значения тому, что говорит Младич и как он себя ведет, и делать из этого сенсационное шоу.

«Когда начинается судебное разбирательство, в центре внимания должно быть то, что он совершил как командир АРС, точнее что творила АРС, а не только он лично. Средства массовой информации должны обратить больше внимания на жертв и доказательства. Самое главное – это доказательства преступлений «, — уверен Нуханович.

Чтобы как можно скорее начать процесс, прокуратура предложила судить Младича по двум отдельным эпизодам – сначала за геноцид в Сребренице, а затем по остальным обвинениям, но совет отверг это предложение, заявив, что таким образом может быть нарушено право на защиту.

Тем не менее, чтобы ускорить рассмотрение, Совет приказал прокуратуре сократить обвинение, так что четвертое, измененное обвинительное заключение сокращено до 106 из 196 пунктов.

Профессор Герт-Ян Кнупс говорит, что такая практика применяется.

«Учитывая опыт дела Милошевича, рационализация и сокращение обвинения может ускорить судебное разбирательство. Это касается и проведения двух отдельных разбирательств. Так поступили, когда судили Саддама Хусейна. Его дело Трибунал разделил на несколько отдельных судебных разбирательства. Уже на первом процессе, который длился сравнительно недолго, Хусейн был осужден а дело закрыто», объясняет Кнупс.

Главным адвокатом Младича назначен Бранко Лукич из Белграда, в группе защиты также адвокат из Биелины Миодраг Стоянович, который ранее заявлял BIRN — Justice Report, что ему не понятно, почему суд так торопится начать судебный процесс над Младичем.

«Если привести в пример практику Гаагского Суда в случае недавнего дела Горана Хаджича, когда было объявлено, что суд начнется не ранее ноября 2012 года. А сравнивать обвинительное заключение Младича и Хаджич бессмысленно», — сказал Стоянович.

Он считает, что сокращение обвинительного заключения не уменьшит объем работы адвокатов.

Сначала в Гааге состоится общий обзор, а затем будут рассматривать доказательства преступлений, совершенных в Сараево, взятия в заложники солдат международного контингента, изгнания не-сербского населения с территории 15 муниципалитетов, геноцида в Сребренице.

На стороне обвинения 410 свидетелей, из которых 158 выступят в суде, а также предоставление 28 000 вещественных доказательств.

Первыми свидетелями будут выжившие при массовых казнях. Будут заслушаны показания Элведина Пашича, который в ноябре 1992 года выжил при расстреле 150 человек в деревне Грабовица (муниципалитета Котор-Варош), затем двух свидетелей убийства 150 человек в Биляни и около 100 мирных жителей в Велагичи (муниципалитет Ключ), а также заслушают показания Фейзия Хаджича о резне в Елашичко-Поле неподалку Калиновика и Раифа Бегича об убийстве в Врхполе (область Сански-Мост), а также свидетеля казни в Браньево (муниципалитет Зворник).

Прокуратура также пригласит представителей международных организаций и СМИ.

Судебный совет возглавляет голландский судья Альфонс Ори, а в состав входят Баконе Джастис Молото из Южной Африки и немец Кристоф Флюгге.