https://www.funkybird.ru/policymaker

Почему у нас до сих пор нет правительства?

А действительно, почему? С момента утверждения нового премьера прошло уже больше недели, однако ничего, кроме слухов, мы не наблюдаем. Имеет место явное отличие от ситуации последних 12 лет, когда все решалось быстро и однозначно. Разумеется, точного ответа у меня нет, но некоторую версию я выдвинуть могу.

Причина, как мне кажется, состоит в том, что принципиально изменились условия, в которых живет сегодня российская элита и в ее отношениях с обществом. Причем этот переход принципиально ухудшил общее положение дел по сравнению с 2000-ми годами.

Напомним, что формировалась российская элита в 90-е годы, причем происходило это формирование в рамках крайне жестких межэлитных войн, которые сопровождались, подчас, военными и террористическими действиями. При этом одни элитные группы постоянно использовали обращение к обществу для борьбы с другими группами, одна история с «чемоданами с компроматом» чего стоит, не говоря уже и регулярных перекрытиях Транссиба и прочих массовых мероприятиях. Но с конца 90-х часть элиты начала работу по «внедрению в элитные массы» единых «правил игры», одним из главных из которых стал запрет на вынос внутриэлитных разборок за пределы элиты, отказ от информирования общества о реальных процессах, протекающих в элите.

Отметим, что этот принцип железной рукой соблюдается во всем мире – поскольку, в некотором смысле, это обязательное условие устойчивости общества. Реальная информация о жизни элиты неминуемо резко ослабляет ее авторитет в обществе, после чего естественным образом возникает вопрос о том, а почем она позволяет себе иметь серьезные привилегии, например, явно несоразмерную долю общего общественного пирога, или, скажем, защиту от уголовного преследования. Отметим, что последнее не универсально, чем выше человек в элите, тем он более защищен, но, в общем, очевидно, что представители элиты защищены сильно более, чем рядовые граждане. У нас достаточно вспомнить истории с двумя женщинами-врачами на площади Гагарина, гибель подростка под машиной в Кирове, да и много еще разных историй.

У нас введение новых «правил игры» в элите было связано с появлением Путина на посту Президента, хотя соответствующая работа началась раньше. Однако Путин ее очень удачно продолжил. При этом введение новых правил сопровождалось двумя процессами. Во-первых, выкидыванием из элиты тех, кому «закон не писан». Наиболее известны из этих персонажей Березовский, Гусинский и Ходорковский, хотя были и менее крупные фигуры. Но в любом случае, они не составляли и 5% от общей численности элиты.

Второй процесс – включение в ряды элиты среднего чиновничества и силовиков. Я хорошо помню, как в 90-е годы только назначенный заместителем министра финансов Олег Вьюгин опоздал на совещание к министру экономики, поскольку у него за неуплату денег со стороны министерства отобрали служебную машину и он был вынужден ехать на метро. С 2000-х такая ситуация стала совершенно невозможной. Что касается силовиков, до то включения в элиту они ее рассматривали как вражеское образование и активно стимулировали разные междуусобицы. С 2000-х годов российская элита стала вполне едина, несмотря на то, что отдельные ее представители друг друга люто ненавидели.

И так продолжалось как минимум до 2008 года, а в реальности, даже позже, поскольку российская элита звоночка не поняла и не прочувствовала. Но уже с начала 2011 года, а особенно, к концу лета, стало понятно, что пирог, который делила элита, не просто перестал расти, а довольно быстро стал сокращаться. В этот момент, теоретически, в соответствии с правилами, элита должна была начать сложные внутриэлитные переговоры об урегулировании ситуации, которые, в силу предвыборных кампаний, неминуемо должны были свестись к фигуре президента. И вот в этот момент Путин решил вернуться на президентский пост.
Почему он это сделал, я уже много раз писал. Но вот обсуждал ли Путин свое решение со всеми представителями крупных элитных группировок мне неизвестно, ясно только одно – что группа, стоящая за Медведевым, с таким решением не согласилась. И вернулась к практике 90-х годов – обращению к обществу, начав натравливать его на своих политических конкурентов, а именно – на Путина.

Можно сколько угодно сваливать «болотный процесс» на агентов «Запада», тем более, что их активность реально имела место. Но у них ничего бы не вышло, если бы не общий рост обеспокоенности российского общества складывающимися перспективами на будущую жизнь. Во-первых. А, во-вторых, если бы не активная поддержка части российской элиты, для которой сохранение Путина вещь совершенно недопустимая. Отметим кстати, что, находясь почти в аналогичной ситуации четыре года тому назад, «силовики» на инициацию общественных протестов против Медведева не решились – что говорит о том, что они, все-таки, более склонны соблюдать «правила общежития», чем та часть элиты, которая стоит за Медведевым! А может быть, просто общие ощущения катастрофы с тех пор существенно усилились.

Как я уже писал, Путину, нравится ему это, или нет, придется основательно «чистить» элиту. И вводить в нее, для ее же устойчивости, довольно большое количество новых субъектов. Беда только в том, что никаких конструктивных планов у него пока нет, на то, как управлять экономикой так точно. А без этого можно лишиться мандата общества, после чего у Путина уж точно шансов на успех почти не останется. Значит, ему нужно соответствующие планы разработать и, как минимум, сохранить status quo до начала их реализации. То есть, как минимум, до конца осени.

Это, теоретически, возможно. Но только при условии, что «болотный» процесс не будет серьезно активизироваться. А это, в свою очередь, возможно только в том случае, если правительство не превратится в реальный антипутинский штаб. И вот здесь, в самом конце, мы возвращаемся к теме статьи. Сегодня Путину мало назначить «своих» министров – люди они слабые и под их прикрытием уже их заместители могут делать, что хотят. И делают, кстати. Я уж не буду делиться инсайдерской информацией, но могу сказать, что даже после четырех лет премьерства Путин не контролировал бизнес и политические интересы значительной части своих министров и вице-премьеров, которые вполне активно ему гадили. Другое дело, что это было не так опасно.

А вот сегодня, особенно, с Медведевым во главе правительства … Тут Путину нужно не просто назначить «верных» министров, ему еще нужна найти людей, которые хотя бы отчасти могли бы контролировать свои министерства (пока ему это не удавалось), наладить механизмы прямого управления министерствами из своей администрации (в случае необходимости) и, главное (!), обеспечить получение независимой информации о деятельности правительства, на основании которой он только и сможет принимать какие-то осмысленные и эффективные управленческие решения. Без этого, последнего, все остальное довольно быстро утратит всякий смысл. Причем анализ деятельности правительства должен быть не на уровне прослушки отдельных чиновников, а на уровне содержательного анализа их реальной деятельности.

Я не знаю, насколько все это понимает Путин, а если понимает – сможет ли сделать. Но предполагаю, что в значительной части понимает, в связи с чем выстраивание правительства и приобрело такую затяжную формую.