https://www.funkybird.ru/policymaker

Что стоит за решением Путина не посещать саммит

Во время телефонного разговора с Бараком Обамой (Barack Obama) на прошлой неделе российский президент Владимир Путин назвал необходимость формировать правительство причиной своего отсутствия на саммите «Большой восьмерки», который пройдет в Кэмп-Дэвиде.

Сложно не воспринимать его отказ участвовать в самой престижной встрече глав государств мира как откат в политике «перезагрузки». Жест Путина демонстрирует не только его глубокую неприязнь к шикарным конференциям, в которых мало конкретики, но и его беспокойство по поводу отношений с США.

Белый дом неоднократно приглашал Путина с визитом во время его работы на посту премьер-министра. Прошлым летом высокопоставленный чиновник сообщил мне, что после приглашения от президента и вице-президента администрация Обамы работала над деталями визита Путина в США. Но он так и не приехал.

Некоторые ожидали увидеть Путина на саммите НАТО в Чикаго, который запланирован на 20-21 мая, но он отказался приезжать туда, к недовольству Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen). Президент Обама даже перенес место проведения саммита «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвид из Чикаго, где он должен был пройти одновременно с саммитом НАТО, чтобы избежать неловкого положения для российского президента. Но Путин все равно не собирается приезжать.

Когда Обама позвонил, чтобы поздравить своего российского коллегу с новой должностью, Путин с сожалением сообщил, что не сможет поехать на встречу «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвид, но его «приятель» Дмитрий Медведев заменит президента. Объяснение, данное Путиным, заключалось в том, что ему срочно нужно сформировать новый кабинет министров, и поэтому он не сможет покинуть Россию.

Никто не верит в дипломатические отговорки. Во-первых, тот факт, что новый премьер будет отсутствовать в стране во время формирования его кабинета, сигнализирует о жесткой власти Путина и ненужности Медведева. Во-вторых, как сам Медведев объявил в сентябре 2011 года, обмен постами между политиками был обговорен заранее, и Путин, скорее всего, продумал состав кабинета задолго до инаугурации.

Теперь выясняется, что с первым официальным визитом российский президент отправится в Китай. Это не сильно удивляет, учитывая попытки Путина создать де-факто альянс с этим поднимающимся гигантом. Его дальнейшие поездки, скорее всего, пройдут по странам СНГ и Германии, что станет четким сигналом о российских внешнеполитических интересах. Предполагаю, что Путин хочет укрепить отношения с Пекином и не хочет тратить время на помпу и церемонии. Медведев легко может заменить его на церемониальных событиях, но когда речь идет о серьезных делах, как, например, крупные газовые или нефтяные контракты, присутствие Путина обязательно.

Конечно, продолжающиеся протесты в Москве также могли повлиять на решение Путина не покидать кремлевских стен, потому что это могло бы отправить направильный сигнал. Сложно покинуть ферму, особенно, если боссу надо самому назначать кабинет. Он все еще помнит государственный переворот против Никиты Хрущева, когда тот уехал в отпуск осенью 1964 года.

Нелестная оценка декабрьских парламентских выборов международными и российскими наблюдателями, критика в адрес честности мартовских президентских выборов, задержание и вынесение приговора таким оппозиционным фигурам, как Алексей Навальный и Сергей Удальцов, а также еще 400 протестующим, может привести к возникновению неприятных вопросов на саммите со стороны западных СМИ и мировых лидеров.

Существует еще одна причина отказа Путина. Неспособность Обамы выполнять внешнеполитические обязательства в предвыборное время могла еще более избавить Путина от причин водить дружбу со своим американским коллегой. Обама «попался» на признании собственной неспособности маневрировать, общаясь с являвшимся на тот момент президентом Медведевым во время инцидента со включенным микрофоном на недавнем саммите в Сеуле.

То, что Медведев и Обама завели дружественные отношения, вместе обедая гамбургерами в Вашингтоне прошлым летом, помогает, так как с Путиным таковых отношений не существует. Несмотря на то, что Барак, возможно, будет настолько же рад видеть Медведева на саммите, шаги Путина все еще могу спровоцировать недовольство в Белом доме.

Сигнал тревоги

Для Вашингтона сомнения Путина относительно способности «Большой восьмерки» добиться заметных результатов и его близкие отношения с Китаем должны стать сигналом тревоги по отношению к почитаемой политике перезагрузки российско-американских отношений. Российский президент рассчитывает получить от Обамы уступки по вопросу противоракетной обороны, а это не то, о чем хотят говорить во время кампании по переизбранию Обамы. Но даже независимо от риторики Белого дома, отказ российского президента посетить Кэмп-Дэвид может свидетельствовать о том, что у «перезагрузки» действительно серьезные проблемы.

Путин даже не пытался скрыть свое недовольство, когда советник по национальной безопасности Том Донилон (Tom Donilon) прибыл с визитом в Москве, захватив с собой многостраничное послание Обамы Путину, в котором говорилось об углублении отношений между США и Россией. Путин заявил, что Россия рассмотрит такой вариант развития событий только тогда, когда США начнут воспринимать ее как равного партнера. Во-первых, заявил Путин, Вашингтон должен предоставить письменные гарантии того, что американские противоракетные установки в Восточной Европе не будут направлены на Россию. Так как мало кто ожидает, что США выполнят это условие, отсутствие Путина на саммите не удивляет.

Так или иначе, решение Путина остаться дома является плохой новостью и для «перезагрузки», и для Обамы. При существовании стольких вопросов, решение которых требует координации между Вашингтоном и Москвой – включая вопросы нераспространения ядерного оружия, Иран, Сирию, Афганистан и вступление России в ВТО – бойкот саммита подчеркивает негативную сторону отношений между странами. Это также может быть знаком того, что худшее еще впереди.