https://www.funkybird.ru/policymaker

Закон о митинговых нарушениях: суд не будет разбираться

Госдума взялась в спешке переписывать законодательство, предусматривающее наказания за нарушения на митингах. Вчера профильный комитет нижней палаты парламента одобрил законопроект, в сотни раз увеличивающий такие штрафы. Попутно единороссы попытались переложить ответственность на судей, и это привело к перепалке о состоянии правосудия в России. Еще одной характерной чертой обсуждения стало то, что представители партии власти отказывались отвечать на заданные по существу вопросы оппозиционеров.

Рассматривавшийся комитетом законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов 10 мая и предполагает изменения в статью 20.2 Кодекса об административных нарушениях РФ. Так, единороссы предлагают наказывать организаторов митинга, демонстраций за допущенные нарушения порядка проведения мероприятия штрафом не в 1000-2000 руб., а гораздо жестче — от 10000 руб. до 1 млн руб. или обязательными работами на срок до 200 часов. За аналогичные нарушения участников подобных акций планируется штрафовать на суммы от 1000 руб. до 900000 руб. или назначать обязательные работы на срок до 200 часов.

Ужесточаются санкции и по статье 5.38 КоАП РФ. За воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, шествия или пикетирования, либо участию или принуждению к участию в них, граждане будут наказываться штрафом от 10000 руб. до 900000 руб., должностные лица — на 50000-1,5 млн руб. Сейчас санкции этой статьи предусматривают штраф в от 100 до 300 руб.

Вчера, вопреки призывам оппозиции не спешить с обсуждением документа, профильный комитет Госдумы все-таки рассмотрел его на своем заседании. В поддержку документа выступали только единороссы, представители думской оппозиции документ критиковали и говорили о несвоевременности таких кардинальных перемен.

Эсер Геннадий Гудков «по-человечески» просил партию власти не торопиться. По его мнению, документ нельзя принимать сейчас, поскольку он только подстегнет новые уличные протесты. С ним соглашался и член партии ЛДПР Игорь Лебедев, говоря о том, что «акции протеста увеличатся с геометрической прогрессией в ответ на принятие этого законопроекта, принимать его можно только в ситуации спокойствия и умиротворения».

Когда же очередь высказаться дошла до непосредственно одного из авторов законопроекта депутата Александра Сидякина, известного скандальным постом в Twitter «Готовьте кэш, АппАзицЫонЭры» в сопровождении смайлика, все притихли, вслушиваясь в обоснование необходимости перемен. Однако единоросс не сказал ничего нового, повторив свои слова о «неадекватности» действующей санкции, которая, по его мнению, «не отражает реального состояния дел».

«Санкция не несет компенсаторной функции для муниципальных образований, которые сталкиваются с разрушенными объектами благоустройства города: перевернутыми урнами, столбами. Эта санкция не несет профилактических функций, поскольку неоднократно мы убеждались, что, заплатив штраф в 1000-2000 руб., некоторые граждане продолжают сознательные нарушения и призывают к ним и других граждан», — заявил автор законопроекта.

«Вы руководствовались только событиями 6 мая или у вас есть статистика протестных акций по всей России? Какой процент нарушений зафиксирован при их проведении? А при установлении таких [размеров] штрафов, вы, наверное, исходили из заработной платы депутатов, которые способны этот штраф заплатить?», — начал докапываться до истинных причин, побудивших депутата внести такой законопроект, руководитель юридической службы КПРФ, депутат Валерий Соловьев.

В ответ Сидякин заявил, что может привести «только печальную статистику митинга 6 мая», и начал перечислять: за помощью в госпитализации обратились более 40 сотрудников полиции, из них двадцать были помещены в стационар, у семи из них тяжкие повреждения, около 10 участников акции обратились за медицинской помощью. Погиб фотограф — сорвался с крыши здания. «Статистики этого события мне достаточно, чтобы внести этот законопроект», — резюмировал он, отвечая не первую часть вопроса.

А далее попытался переложить ответственность за размеры штрафных взысканий на плечи судейского сообщества. «1,5 млн руб. — это максимальный размер наказания для должностных лиц. Остается минимальная планка. Естественно, судья, рассматривая дело, выносит постановление, исходя из личности привлеченного к ответственности и его имущественного положения. Мы все должны понимать, что для рядовых граждан, которые будут нарушителями по этой статье, в подавляющем большинстве случаев, судьи применят адекватный штраф», — сказал он, подчеркнув, что предложенная максимальная планка «вполне применима для нарушителей в столице, для тех людей, которые используют проведение подобных мероприятий для личного пиара».

Представитель КПРФ Соловьев все-таки задал вопрос, который так волнует оппозиционеров, которые уже не раз выводили людей на многотысячные акции в Москве. «Как организатор может отвечать за провокаторов?», — спросил он у Сидякина.

— Если позволите. На этот вопрос предлагаю не отвечать. Высококвалифицированный человек задает вам этот вопрос, он совсем не ожидает ответа на него, потому что на этот вопрос не может быть ответа, — перебил глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, не дав сказать Сидякину ни слова.

— Мне как бывшему судье абсолютно непонятна логика, как они себе представляют, чтобы судья в административном процессе рассмотрел и установил вот эти нюансы [обстоятельства дела, степень виновности и т.п.], которые мы на судью возлагаем… Чтобы он вынес объективное и законное решение, — продолжил Соловьев.

— Спасибо большое за позицию, вновь перебил его Плигин. Не отвечайте, пожалуйста, уже обращаясь к Сидякину, протараторил он. — Позиция выглядит следующим образом. Мы имеем дело с судьей, если у него не будет достаточно оснований для вынесения решения, то он его не вынесет, — попытался поставить точку в дискуссии глава профильного комитета.

Однако Соловьев не дал закрыть ему эту щекотливую тему и стал рассказывать случаи из практики КПРФ, когда наблюдателей партии суд арестовывал на 15 суток только на основании слов сотрудников ОМОН, жаловавшихся на то, что те на них якобы напали. «Рассчитывать на то, что у нас независимый суд, что он будет разбираться — это чистой воды демагогия. По другому назвать, к сожалению, я не могу», — подытожил коммунист.

Однако к этой теме в ходе заседания пришлось вернуться вновь, когда очередь на выступление дошла до члена комитета по госстроительству, единороса Тамерлана Агузарова, ранее возглавлявшего Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания. Он попытался возразить своему коллеге. «Я вам как коллега, как судья судье хочу сказать, — видимо, напоминая Соловьеву о том, что тот в 1980-е годы работал народным судьей Куйбышевского районного народного суда Москвы, сказал Агузаров. — Если вы сегодня не судья, это не дает вам возможность охаивать судебную систему. Когда вы были судьей, наверняка, слыша такие разговоры лиц, не имеющих отношения к судебной системе, вам было неприятно. Мне и сейчас это неприятно», — отметил он.

На этом эмоциональная часть дискуссии была завершена. В свою очередь Игорь Лебедев обратил внимание на прецедентность предлагаемых поправок, согласно которым размер возможных штрафов на граждан увеличивается в сотни раз. «Не «взорвут» ли поправки в КоАП наше административное законодательство?» — поинтересовался он у их автора.

— Я предлагаю в данном законопроекте изменения в конкретные статьи. Думаю, что отвечая на вопрос, я бы вышел за пределы [обсуждения], — открестился Сидякин от возможных последствий.

Депутат-эсер Александр Агеев попытался найти компромисс и предложил установить верхнюю планку штрафа за нарушения в размере 50000 руб, «а через год посмотреть, как будет применяться этот штраф». В свою очередь Лебедев сообщил, что «нужна доказательная практика, что эти статьи не работают». «[Нам] не представили ни одного доказательства, что они не работают. Только один случай — от 6 мая, по которой предлагается законопроект», — сказал, объясняя, почему ЛДПР не поддержит этот законопроект.

Однако единороссы за четыре дня, которые законопроект находился в Госдуме, успели проработать и предложения по его совершенствованию и представили коллегам проект заключения комитета. В документе, который зачитал Плигин, говорится о поддержке концепции законопроекта, а также перечисляются замечания и предложения.

В частности, «необходимо дополнить [законопроект] нормой, в соответствии с которой обязательные работы могут назначаться только в качестве основного административного наказания». При этом, видимо, проявив гуманность к инвалидам первой группы и беременным и женщинам с детьми до трех лет, члены комитета решили запретить назначать им такое наказание. Таким образом, эта категория граждан, попавшись на нарушениях на митингах, будет искупать свою вину исключительно деньгами. Аналогичные нормы должны действовать, по мнению комитета, и в отношении военнослужащих и граждан, призванным на военные сборы.

При этом, не исключено, что верхние пределы санкций в статьях 5.30 и 20.2 КоАП РФ будут уменьшены, а минимальные — наоборот увеличены. Такие поправки комитет предлагает обсудить, говоря об устранении «чрезмерных разрывов между минимальными и максимальными размерами налагаемых штрафов, а также исключения возможности назначения несоизмеримых наказаний за одни и те же деяния». «Целесообразно также обсудить уставновление повышенной ответственности за нарушения, повлекшие наступление негативных последствий, разграничить составы административных правонарушений и составов преступлений», — говорится в заключении.

Кроме того, единороссы стремятся и серьезно ограничить круг лиц, которые смогут организовывать митинги, шествия и т.п. Если предложения единоросов из комитета по госстроительству будут оформлены и приобретут статус закона, то попавшись один раз на нарушении при проведении уличных акций, а также за мелкое хулиганство или неповиновение распоряжению сотрудника полиции (статьи 5.38, 19.3, 20.1-20.3 КоАП), человек никогда не сможет подать заявку на проведение аналогичного мероприятия. Примечательно, что таким образом большинство оппозиционеров попадут в «стоп-лист». Аналогичный запрет может быть введен и для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления. Впрочем, пока в заключении комитета лишь предлагается «обсудить возможность внесения соответствующих изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Предлагает комитет обсудить и запрет участникам массовых мероприятий использовать маски, средства маскировки и иные предметы, затрудняющие установление личности.

После напряженной дискуссии, которая продолжалась более двух часов, члены комитета с перевесом в два голоса (семь против пяти) все-таки рекомендовали нижней палате парламента принять драконовский законопроект о наказаниях за митинговые нарушения в первом чтении.