https://www.funkybird.ru/policymaker

НАТО будет экономить на всем, но от ПРО не откажется

На майском саммите Альянса будет объявлено о программе реформ под общим названием «умная защита».

По традиции в восприятии непосвященного человека НАТО представлялось очень богатой и монолитной структурой, не ведающей финансовых и иных проблем. Но это не совсем так. Как и все, данная организация ощущает на себе последствия кризиса и наступившей за ним рецессии, а ее члены стремятся сэкономить на военных расходах, и некоторые из них не слишком доверяют некоторым другим.

Но главное – боеспособность НАТО без США является довольно условной, что и показала операция в Ливии. Именно в ходе нее стало ясно, что у Альянса нет значительной части тех возможностей, которыми располагает старший партнер. А если так, сделали вывод в НАТО, нужно распределить роли и перейти к узкой специализации внутри структуры Североатлантического договора. Образно говоря, военные сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь – пирожник.

Эта концепция как нельзя лучше укладывается в общую тягу к экономии, которая не миновала даже США, чей министр обороны Леон Панетта назвал в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности ориентиры по сокращению военных расходов: Пентагон собирается в ближайшие 10 лет сэкономить $487 млрд. В пересчете на год объем экономии равен почти 70% военного бюджета РФ. В Европе из-за кризиса расходы на оборонку уже урезали почти 20 стран – членов Альянса.

О программе реформ официально будет объявлено на саммите НАТО в Чикаго. «Несмотря на финансовые трудности, мы должны оставаться достаточно сильными, чтобы справиться с будущими вызовами в сфере безопасности. Мы уже достигли прогресса со времени прошлого саммита в Лиссабоне, но многое остается сделать. В Чикаго мы предпримем следующий шаг, одобрив комплекс обязательств и мер в рамках нового подхода, который мы называем «умная защита» (smart defence)», – сообщил в апреле генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен после завершения в Брюсселе встречи министров обороны Альянса. Главы же оборонных ведомств стран – членов НАТО одобрили инициативу еще в феврале.

Случайно или нет, но НАТО теперь оперирует теми же временными интервалами, что и Россия: «умная оборона» рассчитана до 2020 года. К концу этого срока блок должен полностью внедрить изменения по трем направлениям. Членам НАТО придется согласовывать расходы на национальную оборону, отказаться от некоторых видов войск и вооружений в пользу узкой специализации и гораздо теснее, чем сейчас, сотрудничать друг с другом в областях разведки, логистики и обучения.

«Даже большие страны понимают, что поддерживать полный набор сил и средств невозможно, не говоря уже о малых», – пояснили «Коммерсанту» в штаб-квартире НАТО. По словам военного чиновника, при выборе специализации будут исходить из того, в чем страна традиционно сильна. «В вооруженных силах Чехии, к примеру, много экспертов по химической, биологической и радиационной защите – она сможет развивать эти навыки. И ей не надо будет тратить средства на обучение собственных летчиков: их можно будет отправить во Францию».

И процессы уже идут. В частности, датчане ликвидировали свой подводный флот, а голландцы и австрийцы в будущем откажутся от боевых танков. Немцы расформировали ряд воинских частей и отказались от закупки некоторых видов вооружений. Сэкономленные деньги пойдут на приоритетные для Альянса проекты. Всего ожидается запуск 25 таких программ, разработанных по принципу «объединения и совместного использования». К ним относятся, например, совместное обучение летчиков, боевая подготовка войск в приближенных к реальности условиях, обеспечение логистики, техническая поддержка самолетно-вертолетного парка, совместное использование складов амуниции, снабжение ГСМ. Над каждым проектом будут работать 4-5 стран, специализирующихся в соответствующих областях, группируясь вокруг одной ведущей.

Но экономия коснется не всех проектов: так, финансирование противоракетной обороны урезать не станут. Андерс Фог Расмуссен сообщил, что в Чикаго будет объявлено о запуске первой фазы системы. «Это означает, что элементы американской ПРО начали эффективно взаимодействовать с соответствующими европейскими национальными элементами, – пояснили в штаб-квартире НАТО. – Мы уже можем перехватывать ограниченное число примитивных баллистических ракет малой и средней дальности, направленных на определенные цели на территории стран Альянса».

Впрочем, многообещающие планы, скорее всего, не сбудутся, считают некоторые эксперты, по причине нехватки взаимного доверия между некоторыми участниками блока и нежелания жертвовать частью суверенитета при согласовании своей оборонной политики с Альянсом и специализироваться в «непрестижных» сферах. К препятствиям следует отнести сопротивление военно-промышленного комплекса и неизбежное стремление части стран выбрать наиболее дешевую специализацию.

Сторонников позиции «зачем платить больше» уже предостерег министр обороны ФРГ Томас де Мезьер. «Некоторые считают, что могут бесплатно получить возможности, которыми они не обладают», – заявил он. Другие же, по его словам, надеются получить деньги за то, что предоставят эти возможности. «И то, и другое – иллюзии. Принцип «умной обороны» не позволяет экономить деньги: в лучшем случае можно говорить только об экономии в будущем».

Таким образом, трения обозначились еще до запуска программы. А что будет, когда она начнется?

Россия, с интересом наблюдающая за процессом со стороны, обеспокоилась, не получится ли в результате «объединения и совместного использования» так, что доступ к ядерному оружию получат страны, им не обладающие. Обещано же без оговорок. «Ядерное оружие – последнее, чем мы будем делиться друг с другом», – уверяют в штаб-квартире Альянса, добавляя, что причин для беспокойства нет.

«Умная оборона» необязательно должна останавливаться на пороге НАТО. Она могла бы стать базой для будущего сотрудничества в рамках Совета Россия – НАТО, считает представитель Альянса Оана Лунджеску. Российские эксперты к «приглашению» НАТО сотрудничать по проекту «умной обороны» относятся скептически. «С одной стороны, для Москвы это хороший шанс заработать. У нас есть лучшие в мире хакеры, они же борцы за кибербезопасность; есть опыт в идентификации взрывчатых веществ, в химической и радиологической защите, в разведке и средствах наблюдения; есть интересные технологии двойного назначения. С другой стороны, в головах – политический барьер для расширения сотрудничества. Да и у Альянса веры в нас нет», – заявил изданию директор Бюро стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов.

Россия уже давно пытается войти в сотрудничество с НАТО по ПРО в Европе, но до сих пор все усилия были безуспешными. Сделать «умной» эту оборону не получается никак.