https://www.funkybird.ru/policymaker

Сыр-борные битвы славян

Роспотребнадзор рассчитывает в ближайшее время получить для лабораторных исследований украинский сыр, после чего поставки этой продукции на российский рынок могут быть возобновлены. Об этом сообщил недавно глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Как только эти пробы в установленном порядке поступят к нам, будут проведены исследования, и будет решен вопрос о возобновлении поставок», — заверил Онищенко. По его словам, в начале мая у него состоялся телефонный разговор с главой МЭРТ Украины Петром Порошенко. «Все организационные вопросы сняты. Украинская сторона сообщила, что пробы якобы доставлены в Москву. Но, к сожалению, этого не произошло. Пока в лаборатории нет ни одной пробы «, — подчеркнул глава Роспотребнадзора.

И так вот они «перестреливаются», продолжая затянувшуюся «сырную войну славян», драматическую и комическую одновременно. Но давайте сначала, всё по порядку. Правда, в этом «детективе» очень трудно удержать сюжетную нить.

Поссорило две страны… индонезийское пальмовое масло. В январе, совершенно неожиданно, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что украинские производители добавляют в сыр пальмовое масло, не указывая его наличие и не снижая цену на продукт. Этим было положено начало «военных действий». Онищенко запретил продажу на территории России продукции украинских сырзаводов — сначала трех, а затем довел этот список до 7. При этом каких-либо официальных результатов экспертиз предъявлено не было.

В феврале Роспотребнадзор запретил реализацию молочной продукции ряда украинских предприятий как не соответствующую техническому регламенту РФ, а именно — содержит всё то же пальмовое масло.

В Киеве эти претензии отвергают и подкрепляют свою правоту выводами украинских и международных экспертов. Для того, чтобы удостовериться в них, Роспортребнадзор даже отправил на украинские сырозаводы своих экспертов.

В общем-то продовольственные «войны» на постсоветском пространстве — явление далеко не уникальное. Они всегда отдают политическим «душком», а иногда даже входят в фазу абсурда. В какой-то момент именно это состояние пережил украинско-российский сырный конфликт. Два федеральных ведомства — Роспотребнадзор и Россельхознадзор работали, словно не подозревая о существовании друг друга: первый вёл наступление на украинском сырном «фронте», в другой тем временем не имел ничего против украинских сыров. Но поскольку «главным надсмотрщиком» был всё же Роспотребнадзор, разрешение Россельхознадзора было ликвидировано.

По удивительному стечению обстоятельств под «пальмовое подозрение» не попало ни одно из украинских предприятий с российским капиталом. «Таким образом, мы можем говорить о недобросовестной конкуренции и о том, что фактически идет вытеснение украинского производителя со своего же украинского рынка», — заявил народный депутат от БЮТ (Блок Юлии Тимошенко) Сергей Соболев. А вот как прокомментировал информационному агентству ИнфоРос ситуацию президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситца: «Сегодня мы можем видеть, насколько правильным было решение объединить наши контролирующие службы. В России, где подобного объединения не произошло, ведомства не могут договориться друг с другом. Сыры «попали под раздачу» только лишь потому, что это экспорт этого вида продукции – наше уязвимое место. Россия пока не стала полноправным членом ВТО, поэтому применить к ней санкции ВТО не представляется возможным».

О том, что давала понять Россия действиями Онищенко, на саммите ЕврАзЭС прояснил Дмитрий Медведев: «Если ты участвуешь в каком-либо международном образовании, ты получаешь определенный набор привилегий. Если ты в этом правосубъектном объединении не участвуешь, соответственно у тебя могут быть сложности».

Политолог Виктор Чумак, комментируя информационному агентству ИнфоРос сложившуюся ситуацию, предположил, что Россия будет наращивать давление на Украину, ибо, по его мнению, «Москве принципиально, жизненно важно вовлечь Украину в свою орбиту. Вопрос не ограничивается Таможенным союзом, а простирается до рамок анонсированного Владимиром Путиным Евразийского союза». При этом нулевая скорость движения Украины в сторону Евросоюза ослабляет перспективу вступления вэту организацию. Так что, «сырная война», как и неуступчивость российской стороны в газовых вопросах, по мнению Чумака, — элементы политического давления на соседей.

Украина поставляет в Россию 80% от общего объема экспортируемого сыра. В 2011 году Украина доставила в российские пределы около 65 000 тонн сыров на сумму $150 млн. Цифра внушительная. Так что, украинским сыроделам есть за что сражаться. Представители Роспотребнадзора были приглашены посетить Украину и на месте разобраться в том, есть ли в украинских сырах злополучное пальмовое масло. И вот после многочисленных пикировок россияне посетили сырозавод в Гадяче Полтавской области. Комиссия составила акт, в котором четко прописано, что никаких растительных жиров в сырах нет. Однако возникли иные претензии. Например, полутвердый сычужный сыр «Российский» в украинском исполнении не соответствует исконным требованиям «по форме, размерам, массе и органолептическим показателям». Последнее означает, что украинский сыр не отвечает привычным визуальным стандартам, а также «обонянию, слуху, осязанию, вкусу». Ну здесь уже — сам собой напрашивается эстрадный комикс!

Российские сырные спецы не только проверили продукцию непосредственно на предприятии и отследили технологию производства, но и затребовали рецептуру. Несмотря на то, что рецепты продукции являются коммерческой тайной, украинские сыровары поделились ими. Недальновидно, конечно. Украинцы вообще считают, что «россияне не умеют делать сыры» — раз, а два — вовсе не нужно цепляться за российский рынок и тянуть жилы, выполняя требования импортера. «Рынков-то много, просто нужно шевелиться, искать их. Конечно, нужно очень постараться, чтобы договориться с южнокорейцами, китайцами и малазийцами. Гораздо проще просто поднять телефонную трубку и безо всяких языковых и ментальных барьеров «порешать вопросы» с россиянами». И на самом деле должно быть проще, всё же не чужие.

Но дело в другом: есть опасения, что закончится «сырная война» — начнется «сахарная». Но есть же и вероятность ответных мер. Скажем, Украина может посредством повышения таможенных пошлин или простым запретом перекрыть импорт российских автомобилей, и тогда часть своей продукции АвтоВАЗу придется отправлять сразу в металлом. Хотя первый вице-премьер Украины Валерий Хорошковский пока сдержанно оценивает вероятность применения ответных мер в отношении России, как и всего Таможенного союза: «Мы ведем себя крайне толерантно и просим своих соседей, своих партнеров вести себя по отношению к нам точно так же толерантно, потому что, на наш взгляд, любое уменьшение объемов двухсторонней торговли — это вредно абсолютно всем сторонам».

Сегодня, слава Богу, можно говорить о том, что здравый смысл восторжествовал, и конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, близится к завершению. Роспотребнадзор уже снял запрет на реализацию продукции трех украинских сыроделов, на долю которых приходится львиная доля (60% )поставок украинского сыра. Всякие «приключенческие» истории, как показывает жизнь, очень способствуют рекламе продукта, и можно не сомневаться, что россияне накинутся на украинские сыры, увидев их на прилавках.

Именно об этом сказал информационному агентству ИнфоРос и ректор Международного института бизнеса Александр Савченко: «Россия сделала шикарный пиар украинским сырам — сейчас их знают во всем мире. Детальная проверка к тому же доказала, что наши сыры не содержат опасного пальмового масла. Пристальное внимание к их продукции заставили производителей «подтянуться».

Но есть и противоположное мнение. «Сырную войну воспринимаю как негативный пиар, последствия которого наш мясомолочный сектор еще будет ощущать 2-3 года, — сказал Алекс Лисситца. — Отголоски о плохом качестве украинских сыров вышли далеко за пределы России и Украины, и, несмотря на то, что запрет снят, осадок все-таки остался».

Следует сказать и о том, что московско-киевская «сырная война» подала дурной пример: глядя на Россию, Украина тоже решила вкусить власть запретов. С 1 марта в страну запрещено ввозить белорусские молоко, молочные продукты и свинину. В украинской Госветфитослужбе считают, что «славянские братья с запада» не обеспечивает должного контроля за качеством. Как заявил первый заместитель председателя этого ведомства Владимир Горжеев, начиная с прошлого октября, специалисты фиксируют в указанных белорусских продуктах превышение допустимых норм содержания антибиотиков. Действительно ли эти продукты представляют опасность для здоровья украинских потребителей, специалисты обеих стран должны выяснить в самое ближайшее время.

Но, как это бывает, несмотря на запрет, ларьки с вывесками «Белорусские продукты. Высокое качество» на Украине всё же продолжают работать. На их прилавках — масло, сметана, майонез, сгущенное молоко, печенье. Всё это — контрабанда. Не имея возможности легально ввозить и продавать молочную продукцию, предприниматели идут на риск и незаконно пересекают границу с запрещенным товаром. А население с удовольствием скупает его.

Интересно, чем может ответить Украине Белоруссия? Надежда на разумное слово и решение, которые будут найдены на столом мирных переговоров.