https://www.funkybird.ru/policymaker

Варшава критикует указ ВВП

Указ президента РФ Владимира Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» не остался без внимания зарубежных СМИ и экспертно-аналитических центров. Первые футурологические комментарии относительно того, каким курсом пойдёт Россия после избрания главой государства Владимира Путина, появились практически сразу после официальных результатов выборов.

Часть этих прогнозов носила ярко выраженный алармистский характер, нацеленный больше на внутреннего потребителя, стращаемого пресловутой «русской угрозой».

Более всего это заметно по комментариям в польской консервативной прессе, которая выражает политические интересы оппозиционной партии Ярослава Качиньского «Право и Справедливость».

В 2015 году в Польше состоятся президентские выборы, на которых Ярослав Качиньский планирует выставить свою кандидатуру, поэтому градус антироссийской риторики в выступлениях оппозиционеров нарастает с каждым годом. По их мнению, президентство Владимира Путина – период тяжёлых испытаний для Запада, и, Польши, в частности. С Владимиром Путиным не будет никакой «перезагрузки», а правительство Коморовского должно срочно пересмотреть свою «восточную политику».

Мерилом успешности польской «восточной политики» служит картина украино-российских отношений: чем они хуже, тем успешней считается выполнение Польшей своей политико-цивилизаторской миссии у восточных границ Европейского Союза.

Как полагают польские консерваторы, сотрудничество между Киевом и Москвой привело к тому, что Украина постепенно и мягко входит в орбиту российского влияния, и Польша должна положить конец этой тенденции, так как Украина и Польша – два самых крупных государства Балтийско-Черноморско-Адриатического междуморья с 400-летней историей общей государственности. Неудачный финал этой государственности был обусловлен, по мнению польской стороны, проявлениями российской агрессии.

Поэтому тезис президентского Указа о развитии «многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевого направления внешней политики Российской Федерации» не мог не вызвать критики со стороны польских экспертов. Как, впрочем, и идея«углубления евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства» и «создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана».

И хотя в Польше воспринимают подобные формулировки, как неприкрытые проявления «русского империализма», в действительности, идею единой Европы (от Атлантики до Урала) вынашивал проницательный политик и талантливый стратег Шарль де Голль. Европу от Дублина до Владивостока строил бельгийский геополитик Жан-Франсуа Тириар, называя эту геополитическую конструкцию «Евро-советской империей».

По мнению Тириара, только таким образом, то есть, в тесном сотрудничестве с Москвой, Европа сможет избавиться от чрезмерной опеки Соединённых Штатов.

Справедливости ради отметим, что, чем далее от правого фланга политического спектра находится тот или иной польский эксперт, тем более сбалансировано звучат его комментарии, вплоть до трезвого геополитического анализа тенденций многополярного мироустройства, и роли России в этой новой системе международной безопасности.

Как правило, подобного взгляда придерживаются сторонники правящей партии премьер-министра Дональда Туска «Гражданская платформа», известной своим стремлением вывести страну в региональные лидеры, укрепляя связи с Германией и улучшая отношения с Россией.

Более взвешенные комментарии встречаются в американской прессе. Некоторые аналитические центры в открытых публикациях соглашаются с тем, что на данном этапе Россия находится в окружении потенциально враждебных сил.

Подчёркивая желание Кремля иметь взаимовыгодные отношения с Берлином, Парижем и Римом, обращается внимание на слабые в данный момент связи между Москвой и Берлином, а также на то, что президенту России придётся начинать итало-российский и франко-российский диалог практически с нового листа.

Пост премьер-министра Италии с ноября 2011 г. занимает Марио Монти, у которого нет такого пиетета к России, как у его предшественника Сильвио Берлускони, а президентом Франции избран Франсуа Олланд, чьё окружение состоит из людей, близко с главой российского государства никогда не общавшихся.

Время президентства Николя Саркози нельзя назвать расцветом франко-российского сотрудничества, однако нет предпосылок для кардинальных изменений внешнеполитического курса Парижа и с приходом Н. Олланда. К тому же, Германия и Франция сейчас больше обеспокоены ситуацией внутри ЕС, чем российско-европейским сотрудничеством более высокого уровня. Поэтому Москве предстоит искать новые подходы к Европе, ослабленной финансовым кризисом.

В своём Указе Владимир Путин чётко обозначил пути реализации американо-российских отношений – проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень; обеспечивать последовательную реализацию Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г.; исходить из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность; последовательно отстаивать российские подходы в связи с созданием глобальной системы ПРО США, добиваясь предоставления твердых гарантий её не направленности против российских сил ядерного сдерживания.

Несмотря на это, в американском экспертном сообществе превалирует предельно критическое восприятие данных инициатив. О том, что никакой «перезагрузки» с Россией ожидать не стоит, а демократической оппозиции необходимо ждать следующего сезона для развёртывания новой кампании, направленной на укрепление «демократических свобод» в России, писалось задолго до инаугурации Владимира Путина.

Все акценты западные аналитики расставили заранее, а обилие комментариев из их уст после российских президентских выборов следует воспринимать, как сопроводительный материал для информационного обеспечения политического курса, избранного Западом в отношении России задолго до сегодняшнего дня.