https://www.funkybird.ru/policymaker

Есть ли будущее у российского казачества?

Со времени распада Советского Союза прошло уже более двух десятков лет. На его территории возникли новые государства, среди которых одно из важных мест занимает Россия. Те изменения, которые произошли в государстве за это время, дали повод надеяться на решение старых проблем. Одной из наиболее значимых была проблема казачества, поскольку общество ждало восстановления в правах этого исконно русского института самоуправления народа.

Необходимо отметить, что зарождение этого исторического, этнического и социального пласта произошло еще в четырнадцатом веке на большой территории между Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Казачество возникло как универсальный вид войск в результате объединения различных народностей, которые вынуждены были вести постоянные войны после распада Золотой Орды. Казачество делилось на две категории: одни были служилыми другие вольными. Что касается русского вольного казачества, то изначально оно возникло на Дону, а позже — и на берегах Днепра, Волги, Терека и Яика.

Жизнь в условиях бескрайних степей определила и уклад казаков. Основным видом хозяйствования у них было рыболовство, животноводство и охота. Большое значение в жизни казаков отводилось войне, поскольку именно от этого во многом зависела военная добыча. И то, что удавалось захватить во время военных походов, становилось общим имуществом всей общины.

Казаки по праву считались отличными наездниками, а казацкая конница была признана лучшей легкой кавалерией, которая прославилась в годы многочисленных воен.

В наше время ситуация с казачеством складывается неоднозначно. Возрождение казачьего сословия многих настоящих казаков застало врасплох. С одной стороны, сама идея им нравилась, но с другой…

Исторически сложилось так, что с момента своего основании казачество занимало определенное место в организации государства, а в настоящее время никаких аналогов его в новых условиях не предусмотрено.

Как предполагалось, казачий проект должен был послужить своего рода пропагандистским козырем для либеральных сил. Но, как это часто случается, произошел сбой — люди, имевшие казачьи звания, отнеслись к нему значительно серьезней, чем было рассчитано. Новообретенная независимость, которая была лишена национальной составляющей, инструментов для защиты национальных интересов государства вызывали у населения повышенный интерес к русскому казачеству, которое всегда отстаивало народные надежды и чаяния. Но, вместо того, чтобы создать дееспособную силу, наблюдается имитация не только старых организационных форм и стремление к внешнему сходству, а также желание лидеров стать монополистами, что приводит к разочарованию в подобной силе.

Трагически события, которые произошли на исторической территории казачьих войск, в Северном Кавказе, стали причиной потерь среди русского народа. Не обошли они стороной и представителей казачьего сословия. Государство оказалось неспособно пресечь террор против населения, проживавшего на территориях Терского казачества, что повлекло за собой огромные человеческие, материальные и территориальные потери.

Необходимо отметить, что существующие организационные формы казачества бессильны что-либо сделать для предотвращения угрозы национальным интересам государству в целом и казачьему сословию в частности. Таким образом, казачество в итоге постепенно лишается своих земель. А между тем казачество тесно связано с русским народом, его интересы тесно пересекаются с интересами остальной части населения. Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что потеря казачеством своих земель негативно отразится и на национальной безопасности государства.

Государственное устройство России не дает возможности постоянно защищать национальные интересы своего народа, а казачьи организации, которые были созданы формально, абсолютно беспомощны перед реально возникшими угрозами.

Необходимо отметить, что земли, которые находятся во владении казаков, составляют экономическую основу всего казачьего Войска. Как известно, казачья служба имеет свои специфические особенности, поэтому казаки нуждаются в предоставлении определенных социальных гарантий для их семей, а также средств для существования, при этом ни то, ни другое не должно зависеть от политики государства. Именно поэтому основная задача казачества, с точки зрения стратегии, является восстановление контроля над теми территориями, которые изначально считались собственностью Казачьих Войск.

Существование казачества всегда было обусловлено необходимостью иметь боеспособную силу, готовую в любой момент выступить на защиту и охрану государственной территории. Если же такая необходимость отпадает, то и казаки становятся ненужными, а все их внешнее сходство с прежними поколениями приводит только к тому, что возрождаются прежние исторические обиды, не всегда реальные.

Важно отметить и тот факт, что взаимоотношения казачества с властями всегда были непростыми. Казаки не только защищали интересы государства, но и восставали против своих же властей, чтобы предупредить или положить конец чиновничьему беспределу.

Когда же началась перестройка, возрождение казачества вовсе не вписывалось в планы властей, которые находились «у руля». Примечательно, что и американский Конгресс посчитал, что русское новое казачество будет составлять потенциальную угрозу Америке. Ельцинский режим, который в то время пришел к власти, просто блокировал все возможные пути развития казачества. Поэтому реестровое казачество возникло в полном юридическом вакууме. Единственный закон, касающийся казачества, был принят в 1994 году. Но он совсем не определял функций, которые должны были быть возложены на казачьи организации. Более того, не было дано определение казачества и его этнокультурной самобытности, отчего было непонятно, на какие права и льготы оно могло рассчитывать. А спустя год среди российского казачества начался раскол: часть его представителей стала реестровыми казаками, которые служили государству, а вторая часть — составила группу общественников, которые остались независимыми.

Но на сегодняшний день удалось хотя бы частично восстановить справедливость. Были приняты законы о казачьей государственной службе.

Необходимо отметить, что образовательная база казачества преумножается. Сегодня кадетское образование необходимо дополнять вузовским. Кстати, 15 февраля 2012 года одному из высших учебных заведений — Московскому государственному университету технологий и управления имени К.Разумовского был присвоен статус казачьего ВУЗа. Кроме того, было озвучено несколько весьма стоящих предложений относительно совершенствования путей взаимодействия государства и казачества. Так, к примеру, было предложено регистрировать в церкви возникновение казачьего рода, а также производить учет казаков в военкоматах станы. Но, конечно, не мешало бы подтвердить все эти нововведения социальными гарантиями.

Но все эти предложения касаются военных казаков, а вот относительно «общественников», то здесь дело обстоит хуже. Фактически они остались вне закона. По всему выходит, что они — люди второго сорта, которым не нужны ни социальные гарантии, ни высшее образование. Но ведь их вины в том нет, что во времена казачьей самоорганизации не было документов, регламентирующих госслужбу казаков. Но, к слову сказать, и сейчас козаки не очень-то нужны государственной власти. Правительство, наверное, и не вспомнило бы о них, если бы они не начали возрождаться.

Да и самих казаков раздирают противоречии, разрешить которые не так-то просто. Во-первых, как относиться к власти, что делать в рамках реестрового казачества, а что — за его пределами. Но, как ни крути, именно создание государственного казачьего реестра стало причиной раскола между казаками. Во-вторых, существуют определенные идеологические противоречия. Если раньше основой его были православие и монархизм, то на сегодняшний день далеко не все представители казачества разделяют эти принципы: среди них есть и приверженцы казачьего национализма и красного казачества. Поэтому очень часто и происходит так, что кроме внешних атрибутов, казаков ничего не объединяет.

Поэтому очевидно, что новая российская власть, по мнению экспертов, должна принимать меры для того, чтобы в кратчайшие сроки сформировать экономическую базу для жизнедеятельности казаков и интегрировать их в вооруженные силы. Вы спросите зачем? Все очень просто — это будет служить гарантией формирования новой российской боеспособной армии. Так как Российская Федерация — государство большое, то обойдись исключительно профессиональной армией оно не сможет. А казаки — это сила, которая регулярно проходит переподготовку, таким образом, сохраняя боеспособность. Казачество в таком случае могло бы служить своего рода особым полупрофессиональным сословием. Казаки не только могут служить в регулярных воинских частях, но и задействоваться для охраны государственных границ и служить в резерве.

Только в том случае, если казачество станет неотъемлемой частью государства, если его представители не будут чувствовать пренебрежения со стороны правительства, только в таком случае оно сможет стать не историческим напоминанием о славном прошлом, но и основным кадровым ресурсом для вооруженных сил, грозной силой, способной защищать интересы страны