https://www.funkybird.ru/policymaker

Тбилиси отрицает связь с чеченскими террористами

Министерство внутренних дел Грузии заявляет, что обвинения России насчет связей Доку Умарова, главы организации «Имарат Кавказ», с грузинскими спецслужбами лишены «всяких оснований» и в свою очередь обвиняет Москву в попытках осуществить теракты на территории Грузии.

«Власти России пытаются ввести в заблуждение международное содружество и вызвать эскалацию напряженности в регионе… В последний период была зафиксирована не одна попытка именно со стороны российских спецслужб осуществить террористические и диверсионные акты на территории Грузии, большая часть которых была успешно предотвращена», – говорится в заявлении МВД Грузии от 11 мая.

«МВД Грузии призывает власти России воздержаться от провокационных заявлений и оказать соответствующую помощь правоохранительным ведомствам Грузии в расследовании террористических актов», – сказано в заявлении.

Спецоперация на территории Абхазии

Национальный антитеррористический комитет РФ (НАК) 10 мая распространил заявление, в котором сообщалось, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) обнаружила на территории Абхазии десять схронов с вооружением, в том числе с переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», «Стрела» и ПТУРС. По версии российских спецслужб, это оружие предназначалось для совершения террористических актов в период подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2012-2014.

В заявлении НАК утверждается, что данное оружие было доставлено в Абхазию из Турции через территорию Грузию лидером чеченских повстанцев Доку Умаровым. Как сообщалось ранее, имя Доку Умарова фигурирует в составленном Госдепартаментом США перечне иностранных лиц и организаций, подозреваемых в причастности к терроризму.

«Умаров, поддерживающий тесные связи со спецслужбами Грузии, координировал всю деятельность по организации доставки средств совершения терактов в непосредственной близости к Сочи и закладке указанных схронов», – говорится далее в упомянутом заявлении Национального антитеррористического комитета РФ.

Российские спецслужбы также утверждают, что в феврале 2012 года в Абхазии были изъяты 300 детонаторов, которые «были доставлены в Абхазию из Грузии» через территорию Турции.

«По оперативным данным к отправке в Россию (оружия) непосредственно причастны грузинские спецслужбы и связанные с ними представители незаконных вооруженных формирований на территории Турции», – утверждают в российском национальном антитеррористическом комитете.

«Неиспользование форума переговоров»

Грузинский МИД назвал обвинения национального антитеррористического комитета РФ «абсурдными». В распространенном 10-го мая заявлении грузинское внешнеполитическое ведомство потребовало от России конкретных доказательств, которые могли бы подтвердить утверждения по поводу связей Умарова с грузинскими спнцслужбами.

«Примечательно, что российская сторона никогда не выдвигала эту или схожую тему на Женевских переговорах, где обсуждаются такие вопросы… Неиспользование форума переговоров со стороны России доказывает, что ни одно обвинение не основывается на конкретных фактах, и что они являются только лишь частью антигрузинской пропаганды со стороны Кремля», – сказано в заявлении МИДа Грузии.

Согласно грузинскому МИДу, в отличие от российской делегации, представители Тбилиси на переговорах в Женеве неоднократно поднимали вопросы, касающиеся причастности России к террористическим актам на территории Грузии, и передавали российской стороне материалы с доказательствами. Хотя Грузия не раз приглашала российскую сторону к сотрудничеству в расследовании ряда дел, Москва «не проявляла интереса», – напоминает грузинское внешнеполитическое ведомство.

Взгляд из Тбилиси

По мнению члена Управления гражданского совета по обороне и безопасности Грузии Теоны Акубардия, обвинение российского национального антитеррористического комитета связано с заявлениями грузинской стороны, согласно которым Россия причастна к организации ряда террористических актов на территории прелегающему к Абхазии Мегрельского региона. В частности, эксперт напомнила, что на прошлой неделе грузинские правоохранители сообщили, что перед зданием прокуратуры в городе Зугдиди было обезврежено взрывное устройство, которое по признанию задержанного в данной связи жителя Гали, было им установлено по указанию российского военнослужащего, находившегося на территории Абхазии.

«Грузинское правительство с международных трибун неоднократно заявляло о том, что именно Россия причастна к попыткам терактов на территории Грузии. Соответственно, мне кажется, утверждение НАКа по поводу связи Грузии с обнаруженным в Абхазии оружием, является своего рода ответной реакцией», – сказала эксперт в интервью с «Голосом Америки».

Теона Акубардия высказала сомнение по поводу достоверности информации НАКа насчет связей грузинских спецслужб с террористами. Эксперт отметила, что основанием для сомнения является утверждение российских спецслужб о том, что данное оружие якобы было завезено из Турции через Черное море. «Я не думаю, что Турция, которая является страной-членом НАТО, не способна контролировать свою территорию в Черном море, и что террористы могут беспрепятственно перевозить оружие для терактов через территорию этого государства», – считает грузинский эксперт.

Теона Акубардия полагает, что, являясь участницей антитеррористических операций НАТО и будучи, наряду с Грузией, адресатом российских обвинений, Турция, вероятно, тоже отреагирует на заявление Национального антитеррористического комитета РФ.

«Учитывая то, что в Турции проживает множество абхазов и у этой страны определенные торговые отношения с Абхазией, интересно: какая последует реакция в данном случае из Анкары?», – отметила Акубардия в интервью «Голосу Америки».

Одновременно эксперт не исключает, что террористы могут быть реально заинтересованы в дестабилизации обстановки во время Сочинской Олимпиады. «Но это внутренняя проблема России, и она должна суметь разобраться с ней сама – избегая беспочвенных обвинений в адрес других стран», – считает член Управления гражданского совета по обороне и безопасности Грузии Теона Акубардия.