https://www.funkybird.ru/policymaker

Нужна ли нам Белоруссия?

Мы ругаемся почти из-за всего, и это уже стало напрягать…

Статья — вовсе не начало свежей информационной войны между Москвой и Минском, а просто попытка выяснить, почему уже много лет за нашу дружбу должна платить деньги сугубо Россия.

— На самом деле мы с вас мало ещё берём. Белоруссия — это главный друг России, последняя стена между вами и НАТО. Если от нас откажетесь, под Смоленском моментально появятся американские ракеты. Мы вам очень важны стратегически — ну кто ещё в СНГ с вами дружит? Так что ссориться с Белоруссией в первую очередь невыгодно самой России. Мы запросто найдём новых друзей — либо в Европе, либо в Китае. Откажемся от русского языка, вступим в Евросоюз. Подумайте… Оно вам надо?

Кот Матроскин для Европы

Человек, высказавший такое мнение, вовсе не был похож на обсмотревшуюся телевизора домохозяйку. Я беседовал в холле минского отеля «Европа» с известным бизнесменом-миллионером, владельцем сети пивных ресторанов, и его настроение вполне отражало мысли многих белорусов. «До последнего года мы жили лучше России, — говорили мне в Минске. — Разве это не показатель, что мы эффективнее распоряжаемся своими богатствами?» Потрясающе, но почти никто в стране не в курсе, что благополучие белорусской экономики основывалось на российских деньгах, включая низкую цену на газ. Более того, подобное мнение всех раздражает. «Заколебали твердить, что вы нас содержите, — это неправда!» — много раз слышал я за время поездки от обиженных белорусов. Но… кому же всё-таки выгоден союз двух государств в первую очередь?

…В Центральном универмаге Минска детский отдел завален мягкими игрушками — героями советских мультфильмов: тут и Винни-Пух, и Чебурашка, и кот Матроскин. Две трети этой продукции идёт на экспорт к нам, а всего РФ покупает 40% товаров из Белоруссии — самосвалы, колбасу, масло, одежду. «Это преступление — продавать наши товары за копейки, — поправляя очки, объясняет мне сторонник оппозиции, студент Павел Величко. — Мы разоряем страну — гоним всё к вам. А что останется белорусам?» Он сильно удивился, когда я объяснил: Европа это покупать не будет, там своего масла завались, а уж кот Матроскин даром никому не нужен. Однако среди молодёжи Минска распространено мнение: в Евросоюзе заждались их страну вместе с котами. В то, что Россия спокойно найдёт других поставщиков продуктов, а вот экономика Белоруссии просто рухнет, никто не верит. «У нас суперское качество, в Европе такого нет, — гордо объясняет Величко. — Если не станете покупать масло — немцы с руками оторвут!»

— Между нами специфическая дружба, — вздыхает экономист Григорий Смулевич. — Такая, что, если к власти в Минске придут враги России, вы заработаете на этом кучу денег. Вспомните: до воцарения Ющенко украинцы «по дружбе» платили $47 за тысячу кубометров газа, а сейчас — $416! Выгода налицо. Цена за российский газ, выпрошенная Лукашенко, — $166 за тысячу кубометров, хотя Литва платит $450! Россия беспошлинно поставляет «союзнику» нефть и таким образом (вместе с дешёвым газом) дарит $4 миллиарда в год! Внешний долг Белоруссии — $10,5 миллиарда, половина — льготные российские кредиты… Но даже их Лукашенко не спешит отдавать, а выпрашивает новые. Без энергоресурсов и кредитов из РФ белорусская экономика не продержится.

«Ракеты прилетят в Москву»

Впрочем, есть люди, которые согласны: да, Россия вкачивает в Белоруссию уйму денег, но это оправданно — так россияне оплачивают свою безопасность. Отставной полковник белорусской армии Валерий Каховский показывает мне карту, разворачивая её так, как будто мы находимся в оккупированном городе, — тихо, оглядываясь по сторонам: «Видите? Если в Могилёве разместить базу ­НАТО, то она окажется прямо у границ России. И за сколько тогда ракеты долетят до Москвы?» Я киваю на Прибалтику: «Там уже имеется база НАТО, рядом с нами. Зачем им размещать ракеты в Белоруссии, если вы даже не состоите в этом блоке?» Валерий мнётся, но лишь секунду: «Зато Россия может развернуть в Бресте противоракетные комплексы «Искандер». Когда я сказал, что проще разместить «Искандера» в Калининграде, Валерий свернул карту и, не прощаясь, ушёл.

На главном вокзале Минск­а столпотворение. Поезда, идущие в Россию, переполнены. Граница прозрачна — там нет паспортного контроля и таможенного досмотра: формально мы с белорусами с 1996 года живём в одном государстве. На стройках в России работает и множество белорусов, сколько — узнать невозможно, их никто не регистрирует.

«Предполагается, что на «восточные заработки» уехали 150 тысяч человек, — считает бизнесмен Дмитрий Холодный. — А оппозиция и вовсе говорит о полумиллионе наших гастарбайтеров в России». Как «союзники» мы можем жить и работать друг у друга без проблем. Правда, россияне в Белоруссию на заработки не ездят.

— Едва ахнул кризис, — рассказывает финансист Алексей Каринцев, — так сразу заговорили: надо срочно вводить в обращение российский рубль, наш «зайчик» превращается в труху! Но россиянам это невыгодно — печатание новых банкнот лишь подстегнёт инфляцию.

…Между Россией и Белоруссией часто идут разборки. Ругаемся почти из-за всего: из-за цен на газ и нефть, кредитов, признания Южной Осетии и Абхазии и уж по совсем феерической причине — чьи самолёты к кому должны летать чаще. Это стало напрягать: со странами Балтии у нас меньше проблем, чем с властями государства-«союзника». Дружба уже обошлась нам в кучу денег — даже бензин в Минске стоит дешевле (!), чем в России, хотя Белоруссия не добывает нефть: покупает её у нас, со скидкой «для друзей». Нужна ли нам Белоруссия? Да, нужна. Белорусы — братский народ, мы говорим на одном языке. Однако, когда нам показывают: «Мы братья, пока Россия дарит десятки миллиардов долларов, а если прекратите — найдём других родственников», — это очень обидно. За деньги, нефть и газ Россию в друзья полмира запишет, но… Неужели мы настолько плохи, что нас нельзя полюбить бесплатно?