https://www.funkybird.ru/policymaker

Есть ли способ остановить российский политический кризис?

На предельно тревожной ноте начался третий президентский срок Владимира Путина. В процентном отношении беспорядки в Москве затронули микроскопическую часть населения России. Но наше главное политическое достижение минувшей зимы — возможность мирного, массового и безопасного протеста против власти — разбито на мелкие осколки. И оппозиция, и власть должны сделать шаг назад. Иначе всем будет хуже.

«Какие две опасности, мне кажется, самые главные сегодня? Самая главная — это попытки революции в нашей стране. Эти попытки опасны для нашего общества и ни к чему хорошему не приведут. Вторая опасность — это сама власть», — эти слова драматург Александр Гельман произнес в пятницу, 4 мая. Его прогноз исполнился с калейдоскопической быстротой. Уже через два дня россияне заглянули в пропасть.

Не будем впадать в излишнюю экзальтацию. Массовые беспорядки с заламыванием рук демонстрантов и телесными повреждениями у полицейских возможны в любой стране мира — даже самой демократической. Например, в марте 2011 года от 250 до 500 тысяч человек протестовали в Лондоне против правительственной политики сокращения расходов на социальные нужды. Среди протестующих нашлось около 500 сторонников «прямого действия». Они вступили в драку с полицией, начали бить витрины, врываться в магазины и гостиницы. На центральной Трафальгарской площади беспорядки продолжались всю ночь…

Похоже на Москву образца мая 2012 года? Похоже, но не совсем. В Англии погромщиков почти единодушно осудили все политические силы — от правительства до оппозиции. Оценка произошедшего в Москве у разных срезов общества диаметрально противоположна. «Креативный класс» в шоке от «полицейской жестокости». Власть заявляет о том, что «погромщики и провокаторы» столкнутся с бронированным кулаком.

При этом и в стане власти, и в лагере оппозиции заметна изрядная доля злорадства. Чиновники надеются, что теперь «нормальные» люди перестанут ходить на антипутинские акции. Профессиональные «борцы с режимом» довольно провозглашают: теперь-то вы увидели истинное лицо власти! Разве можно с ней о чем-то договариваться? Она же понимает только язык силы!

Однако реальная линия разлома проходит вовсе не между сторонниками власти и оппозиции. В любом человеческом обществе всегда есть две группы людей. Одна — абсолютное большинство — хочет прежде всего спокойной, достойной и безопасной жизни. Для нее первична возможность без страха ходить и ездить по улицам, без происшествий посещать рестораны и магазины. Вторая группа — абсолютное, но очень активное меньшинство. Эти люди ловят кайф от драки — за «великую идею» или просто так. Для них нет большего удовольствия, чем свернуть кому-то челюсть или получить ответный удар.

В выигрыше от последних событий в Москве оказалась только эта группа людей. Все нормальные граждане — не важно, поддерживают они власть или оппозицию, — одинаково проиграли. Не верите? Тогда давайте более пристально рассмотрим наш новый политический пейзаж.

«Путина сейчас пытаются отделить от активной части населения, сдвинуть в сторону левого электората. Если это получится, то у Путина нет будущего. Поэтому заверяю вас: добиться того, что Путин обидится на образованную часть общества, не удастся», — сказал мне близкий к ВВП крупный российский чиновник в феврале этого года.

Сегодня такая задача выглядит почти невыполнимой. Разумеется, власть запустит на полную мощность пропагандистскую машину. Но подозреваю, что даже это не заставит значительную часть московского образованного класса вновь начать хотя бы нейтрально относиться к нашему новому-старому президенту.

Кто-то в оппозиции надеется, что после событий в Москве власть «наконец пойдет на реальные уступки обществу». Ксения Собчак написала, например: «Единственный способ избежать нарастания радикализации — это перестройка. Реальная, а не постановочная. Если вы там за красной стенкой этого не осознаете, то людей с белыми лентами и шарами окончательно заменят люди с бутылками и зажигательной смесью. Есть только один сценарий, при котором мое поколение тридцатилетних, активных, работающих и, главное, думающих, не желающих агрессии людей может выиграть — это сценарий, при котором в стране в срочном порядке начнутся широкомасштабные реформы».

Могу только изумляться, что этот анализ сделан человеком, некогда близким к Путину. Наш нынешний президент по складу характера уличный боец, дворовый парень, всегда готовый дать по уху обидчику. В системе мира «имени ВВП» лучший способ обороны — это наступление. А уступки способны лишь раззадорить противников.

И надо признать, что в нынешней ситуации у такой политический линии есть свои резоны. Россия — это страна, где в политике уважают силу, силу и еще раз силу. Зачинатель перестройки Михаил Горбачев когда-то шел на одну уступку за другой. И кончилось это тем, что рухнуло все государственное здание. При теперешнем политическом раскладе любая уступка со стороны Путина будет восприниматься как признак слабости и сигнал к новой «атаке на режим».

«Политика власти будет такой: стабильное развитие при постепенном отпускании вожжей во всех областях. Но это отпускание будет очень аккуратным и постепенным. Всему свое время — любая политическая мера должна соответствовать уровню развития общества. Мы никуда не ушли из 90-х годов: у различных групп влияния по-прежнему море денег и других ресурсов» — таким в апреле в путинском окружении видели политический курс третьего срока ВВП.

Но теперь «постепенное отпускание» если и возможно, то лишь после нового закручивания гаек. Проводить успешные либеральные политические реформы в России можно только с позиции сильного.

Есть ли способ избежать подобного не слишком радостного развития событий? В теории есть. Надо провести независимое, авторитетное для всех расследование событий 6 мая. Если выяснится, что спираль насилия запустили горячие головы из числа демонстрантов, они должны быть строго наказаны. Если выяснится, что виноваты полицейские, они должны быть строго наказаны. Если выяснится, что вина лежит и на тех и на других, строго наказаны должны быть и те и другие.

Однако, честно говоря, я не очень верю, что эта теория воплотится в практику. Не важно, что это единственный разумный и логичный выход из тупиковой политической ситуации. Как когда-то меланхолично заметил бывший британский министр иностранных дел Остин Чемберлен: «Человеческими делами управляет не логика, а инстинкт».

Вот уже второй день я не могу выкинуть из головы подборку фотографий, увиденную мной в социальных сетях. Молодая девушка рисует на асфальте на Чистых прудах антипутинские лозунги. Вскоре подходит дворник и пытается выполнить свою работу — сделать асфальт чистым. Но «защитник демократии» — плотно сложенный мужчина — мощным ударом отправляет дворника в воду.

Мне кажется, что это не менее мощный символ современной российской политики, чем инаугурационный президентский кортеж на абсолютно пустых московских улицах. Не знаю, как вам, а мне так и хочется крикнуть во весь голос: вернись в Россию, о здравый смысл! Нам так тебя не хватает!