https://www.funkybird.ru/policymaker

Чеснаков видит три сценария отношений власти и оппозиции

Отношения власти и гражданских организаций имеют все шансы стать главной темой следующей шестилетки, считает руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, причин этому несколько.

«Это и потеря авторитета старыми партиями, и рост новых каналов коммуникаций, и переключение интересов граждан с глобальных на локальные политические проблемы. И, конечно, много исторических и личностных аспектов», — сказал Чеснаков «Российской газете».

Он напомнил, что власть в свое время «посодействовала» процессу отсечения активистов от общества, аккуратно абсорбировав в лояльные системные политструктуры прежние массовые общественные организации 90-х годов. По словам эксперта, сделать это было нетрудно, так как эти «ветераны общественных инициатив» были созданы по советскому образцу.

Как отметил эксперт, при таких исходных адекватно реагировать на новые инициативы и манифестации власти сложно, т. к. она не только считает приемлемых для нее «ветеранов» олицетворением всего спектра общественных настроений, но и не настроена на диалог с излишне ретивыми новичками.

«Ведь тогда в оппозицию привлекаемые возможностью нового торга «посыпятся» и прежде лояльные активисты», — пояснил он.
Чеснаков считает, что причина столь неадекватной реакции — в отсутствии у представителей власти необходимых коммуникативных навыков.

«Большинство из них работать с гражданским обществом в университетах не учили. Лояльные общественники либо достались им в наследство от предшественников, либо «клепались» для поддержки перед выборами», — пояснил он.

При этом Чеснаков подчеркнул, что аналогичная проблема существует и у граждан, у которых в головах «наблюдается разруха».

«Если к кому-то в дом постучит неизвестный и заговорит на непонятном языке, то реакцией хозяина будет: закрыть дверь. Вряд ли «постсоветский человек» попытается понять и тем более помочь стучащему», — сказал Чеснаков.

Он также обрисовал проблемы гражданских организаций. По словам эксперта, сейчас они представляют собой хорошую площадку для атаки на власть, но и идеалистами не являются и не приспособлены для кропотливой социальной работы.

Чеснаков, ссылаясь на международный опыт объяснил, что по своей природе гражданские организации — общины, а не общество.

«Часть из них в современной науке считается фейками. Их руководители зачастую делают на этих проблемах свой малый бизнес. С другой стороны, гражданским активистом человека делает не навык, а неравнодушие и желание устранить несправедливость», — сказал он.

Эксперт подчеркнул, что среди тех, кто вышел на Болотную, то неравнодушных там было большинство.
«А значит, у них есть шанс для самоорганизации против несправедливости, тем более враг — чиновник обозначен четко», — считает эксперт.

Кроме неравнодушных, по его словам, среди тех, кто выходит на Болотную, есть и другие группы. В том числе те, для кого политика — это «по приколу», и бывшие политики 90-х, которые хотят вскочить на подножку уходящего поезда. Как отметил Чеснаков, среди всей этой пестрой толпы есть и группа потенциальных «людей будущего».

«Нравится это или нет, но на смену прежним политикам приходит новый тип. У них зачастую нет понимания, как работает политика, но у них есть страсть и желание оторвать кусок власти. Но ведь это и есть главное в политике, а значит у них есть шанс», — подчеркнул эксперт.

Он отметил, что гражданские организации — «школа демократии». Чеснаков убежден, что власти в любом случае придется создавать новые и не фейковые, а реальные и современные механизмы сотрудничества с гражданскими организациями.

Эксперт выделяет три наиболее вероятные сценария взаимодействия власти и гражданских организаций на ближайшие шесть лет: консервативный, оптимистический и пессимистический.

«Консервативный. Стороны будут демонстрировать прежнее презрительное, зачастую искусственное непонимание друг друга. Для самых яростных активистов сегодняшняя власть — тотальное зло и не имеет морального права на диалог», — поясняет эксперт.

Если возобладает оптимистический сценарий, то, по мнению эксперта, оппозиционерам придется смириться с тем, что во власти такие же граждане, как и вышедшие по их призыву на Болотную, с теми же правами.

«Вы можете требовать любых прав для себя, но не можете требовать параллельно отбирать эти права у других, тем наивнее требовать отказываться от своих же прав. Власти за это время придется научиться разговаривать с теми, кого она пока в упор не видит. Власть должна будет прислушиваться к мнению тех, кто ей не нравится. Рано или поздно этап митингов прекратится», — поясни Чеснаков.

Чеснаков считает, что этот сценарий наиболее вероятным, хотя он и не реализуется сразу.

И третий, пессимистический сценарий , как отметил эксперт, будет развиваться в случае, если активисты попытаются выстраивать параллельную политическую действительность, одновременно терроризируя власть митингами и жесткими акциями.

«Как ни странно, этот сценарий частично выгоден и самой власти, которая извне получает энергетику для консолидации, неспособная выработать ее внутри себя из-за отсутствия внятной стратегии. Поэтому и его сбрасывать со счетов нельзя», — отметил Ческнаков.

В заключение он высказал предположение, к парламентским выборам 2016 и 2018 года «общественники», если не погрязнут в склоках, станут куда более серьезной политической силой, чем сегодня принято считать.