https://www.funkybird.ru/policymaker

Дворкович – главное препятствие на пути модернизации

Подлинное развитие возможно лишь в условиях социализма и плановой экономики, уверен эксперт.

Кажется, чем дольше будет продолжаться в России протестная лихорадка, тем больше нового узнает о себе протестное движение из самых неожиданных уст. Разве что самый ленивый из бюрократов еще не высказался о белоленточном движении, которое пережило весь груз контрпропаганды и все никак не собирается гаснуть.

Настал черед и одного из самых либеральных представителей политического бомонда. Надо сказать, что присутствие Аркадия Дворковича на оппозиционной трибуне выглядело бы куда логичнее, нежели присутствие того же Кудрина. Последний хотя бы определенно ассоциируется с Владимиром Путиным. Аркадий же Владимирович всем своим стилем показывает верность именно гайдаровскому курсу, провозглашая, где бы он ни выступал, верность идеалам «молодой рыночной экономики» 90-х (одно предложение отменить стипендии чего стоит). Безусловно, его же иные наблюдатели в свое время тут же записали в сторонники бескровных перемен, в сторонники протестного движения, если и вовсе не в высокопоставленные «покровители» оного.

После известной политической рокировки его негласный вес пока что, пожалуй, уточняется, но заявления уже звучат интересные. Так, выступая в рамках конференции для инвесторов, организованной «Реннесанс-Капиталом», г-н Дворкович ничтоже сумняшеся приписал основной актив протестных акций к противникам проводимого ныне и намеченного далее курса модернизации. Поводом для такого откровения стала брошенная одним из участников собрания реплика, что собирающаяся на протестных акциях публика заинтересована в модернизации страны как минимум никак не меньше Кремля. Надо сказать, что автор реплики явно не лукавил: организаторы белоленточного движения о модернизации только и твердят. Даже на литературно-художественных прогулках о ней, родимой, были все печали. Однако у Аркадия Владимировича оказалась своя точка зрения на данный вопрос.

«Нам нужно понять, какая часть общества поддерживает модернизацию. Если вы посмотрите на улицу, то 70% всех людей, кто выходит на митинги, прокоммунистически настроены. Это леваки, люди, которые хотят большего вмешательства государства в экономику, больше социальных пособий и расходов и т. д. Оставшиеся 30% – т. н. либералы, которые хотят меньше участия государства, приватизации, снижения налогов. Мы будем поддерживать первых или вторых? Кто более активен, кто менее? Если правительство поддержит большинство, то нужно увеличивать роль государства в экономике. А если оно не поддержит большинство, то можно проиграть выборы. Политика митингов – это коварная вещь», – разоткровенничался в ответ зампред правительства РФ.

Так вот оно, значит, как. Десятилетиями наша страна развивалась от сохи до атомной бомбы и создания отечественных супер-ЭВМ, запускала в космос корабли, обеспечила такой уровень обороноспособности, что даже после всего мыслимого и немыслимого разворовывания в этой сфере мы остаемся угрозой в глазах Запада, – и на тебе, это не была модернизация?.. Но если согласиться со всеми издержками советской экономики, особенно позднесоветской, возникает закономерный и недоуменный вопрос: что же такое модернизация в понимании Аркадия Дворковича? Как минимум надо было бы уточнить, договориться о понятиях. Может быть, на самом деле то, что было в СССР, надо именовать как-то иначе? Первые серьезные шаги в информационных технологиях, воспитание армии специалистов, которые потом уехали за лучшей долей и составили научную элиту на Западе, – это ведь признак застоя, и на большее в условиях повального «иждивенчества» нам рассчитывать не приходилось? То ли дело 90-е и нулевые! Прорыв за прорывом – образец истинной модернизации…

Надо бы как-то объяснить, друг Аркадий, а то пока лишь говорите красиво.

В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, политический консультант Анатолий Вассерман прокомментировал оценку последних протестных акций из уст известного либерального деятеля из команды нынешнего премьера:

– С тем, что бóльшая часть участников протестного движения придерживаются левых взглядов, я, в общем, согласен. Это подтверждается известной мне статистикой, ну и вообще достаточно вспомнить, что в числе главных организаторов последних митингов и шествий значился руководитель «Левого фронта» Сергей Удальцов. Но вот с тем, что бóльшая часть участников нынешнего протестного движения не хочет модернизации, можно согласиться, только если трактовать модернизацию так, как ее понимает Дворкович, т. е. как следование чужим, по большей части заморским рецептам, без попыток осмыслить, куда они ведут и кому в итоге нужны. Но, насколько я могу судить, как раз те рецепты, которые отстаивают сейчас Дворкович и его единоверцы, – это рецепты не модернизации, а, напротив, затаскивания нашего общества в глубокое и устаревшее прошлое.

Не буду вдаваться в технические подробности, скажу лишь, что уже менее чем через 10 лет (по моим оценкам, к 2020 году) развитие информационных технологий приведет к тому, что плановое управление всем мировым производством станет по всем без исключения показателям эффективнее рыночных механизмов, за которые так ратует Дворкович. Также отмечу, что полноценное пользование всеми преимуществами информационных технологий, которые нам откроются в самом ближайшем будущем, будет в принципе невозможно в условиях частной собственности на средства производства.

Более того, сейчас я и некоторые мои коллеги исследуем обширный спектр проблем, с которыми теоретически можно столкнуться в условиях плановой экономики. И мы раз за разом убеждаемся, что все те недостатки социализма, которые нам известны по собственному опыту, оказались в свое время возможны не из каких-то принципиальных и неизбежных ограничений, а лишь из-за недостаточного в те времена уровня развития информационных технологий.

Соответственно, я полагаю, что общество, которое усиленно рекламируют Дворкович и его единомышленники, – это антимодерн, и вижу решение задачи модернизации исключительно в условиях социализма. Более того, даже с чисто формальной точки зрения рыночная экономика была основана значительно раньше плановой, существует намного дольше, и потому рыночная экономика относительно плановой априори не может считаться модернизацией.

Так что, соглашаясь с Дворковичем в том, что бóльшая часть протеста у нас сейчас левая, полагаю, что левый протест проистекает именно из желания скорейшей и эффективной модернизации. А, соответственно, то, что продвигают другие участники протестного движения, относящиеся к той же части политического спектра, что и Дворкович, – это как раз и есть важнейшее препятствие на пути развития. В т. ч. я считаю и самого Аркадия Дворковича одним из серьезных препятствий на пути модернизации.